Я бы никогда не выбрал дистанционку для себя и студентов: честная колонка преподавателя московского вуза
Мой сын-старшеклассник сидит за компьютером и гоняет по монитору каких-то эльфов или орков. Рядом стоит ноутбук с выключенной камерой – преподаватель что-то рассказывает ему и другим школьникам.
«А я ничего, я же слушаю – необязательно же прямо сидеть у монитора», – оправдывается он, увидев мое лицо. А я понимаю, что примерно так же, а то и хуже, «впитывают знания» мои студенты.
Дистанционное обучение стало вынужденным и во многом провальным экспериментом. Оказалось, что между обычной учебой и «удаленкой» огромная разница, и она явно не в пользу последней. С какими основными проблемами столкнулись мои коллеги?
«Средние» студенты попадают в группу риска
Я часто слышу, что студенты должны быть более сознательными. Не нравится учиться – не учись, иди работать официантом. С одной стороны, доля правды в этом есть – те, кто очень хочет получать знания, найдут время и способ. А тому, кто не хочет, не поможет и очная учеба.
Но Ломоносовых единицы, зато есть много молодых людей с хорошим потенциалом. Чуть больше контроля, чуть выше мотивация – и из них выйдут неплохие специалисты.
А если мы будем полностью надеяться на сознательность идеальных студентов, то в дальнейшем рискуем остаться без ряда специальностей.
Но все-таки одна из функций образования – еще и воспитательная, пусть не в такой мере, как в школе. Да что там говорить, даже дипломированные специалисты работают в разных условиях по-разному, и мало кто избежит соблазна хоть немного, да схалтурить, если есть возможность.
Многие преподаватели не готовы к дистанционному обучению морально или технически
Последнее актуально для пожилых педагогов – им сложно перестроиться. У кого-то совершенно не подходящий для удаленки стиль – рассказывать и рисовать по ходу рассказа, задавать вопросы. Большинству необходимо, помимо прежней нагрузки, готовить много дополнительного презентационного материала.
А при отсутствии контроля и мотивации и у них появляется соблазн схалтурить (см. выше).
Полноценные лабораторные работы остались в прошлом
Занятия, предполагающие работу на специальных лабораторных установках или компьютерах с дорогим (более 100 000 рублей) программным обеспечением, проводить просто невозможно.
Впрочем, если говорить о технической стороне, то даже обычный интернет в Подмосковье не всегда работает хорошо.
Экзамены превратились в профанацию
Невозможно проверить, сидит ли студент перед монитором или отошел, есть ли кто-то, кроме него, в комнате. Даже если подозреваешь, что на стене перед ним шпаргалки, доказать это невозможно – я просто думаю, у меня выражение лица такое.
Знакомые родители не устают делиться «открытиями» детей.
У многих есть программа, имитирующая помехи интернета. Задали тебе вопрос – а твое изображение «квакает» и зависает. Связь плохая, извините. И, конечно, в любой момент можно просто отключиться, сославшись на сбой.
Тестовые задания расходятся среди групп с феноменальной скоростью. Разница в результатах между первой и следующими группами может быть поразительной, но совсем не потому, что в последней – сплошь гении.
Конечно, о какой-то особенной атмосфере или студенческом братстве и говорить не приходится.
Первокурсники этого года, например, даже не успели толком познакомиться друг с другом.
Сейчас много говорят о дистанционном образовании как об альтернативе обычному, но я бы никогда не выбрал его для себя и своих студентов.
Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!
Фото: Depositphotos