Образование

Взгляд изнутри: 8 типов учеников глазами репетитора

Очень полезная статья от репетиторов о том, как они планируют занятия и находят подход к детям, чтобы добиться результата даже с самыми безнадежными учениками.

Каждый приходит к репетитору своей дорогой. Амбициозные одиннадцатиклассники хотят заработать высокие баллы на ЕГЭ. Оболтусов приводят родители: «Нам бы закончить без троек». В начальной школе репетитор помогает ребенку сделать уроки и сохранить мир в семье. Рассеянные, гиперактивные, «опоздуны» — к каждому репетитор подбирает свой «ключик».

Репетиторы онлайн-школы «Фоксфорд» разбираются не только в своем предмете, но и в людях. Они рассказывают о том, как помочь разным ученикам найти смысл в учебе и преодолеть трудности.

«А голову дома забыл»

Главная особенность такого ученика — постоянные опоздания. За весь год не наберется и десяти занятий, которые начались вовремя. Мало того, что ребенок задерживается, так он еще долго копается в сумке. То не может найти тетрадь с домашней работой, то ручку. Даже если тетрадь найдена, ученик не понимает, что в ней написано. А еще у него телефон разрядился: «У вас, случайно, нет зарядки с вот таким вот кабелем»?

Подход к ребенку

  • Опытный педагог понимает, что такие дети искренне жалеют о своих опозданиях и огорчаются, когда что-то не удается. Это особый творческий тип, которому трудно собраться во всех смыслах, поэтому обвинения делу не помогут.
  • Некоторые школьники соглашаются, что дисциплина пойдет им на пользу. Тогда репетитор предлагает ввести штрафы за опоздания. Пришел на 10 минут позже? Исполни оду предмету и выложи видео в соцсетях. За 20 минут — носи нарисованные усы до следующего занятия. Усы, конечно, перебор, так что в каждом случае приходится искать свой вариант.
  • Если ученик не готов стать лучшей версией себя, преподаватель ничем не поможет. Остается только смириться с тем, что занятия с этим ребенком короче других.

При этом репетитор не должен заканчивать занятие позже, если у него другие планы.

Непроницаемый

Этот тип сбивает с толку своей отчужденностью. Причины могут быть разными: ребенку неинтересно или он не уверен в себе. Возможно, он привык запоминать в тишине или скромничает. Скучающий ученик, которого не «цепляет» предмет, глазеет по сторонам и не может повторить сказанное. Неуверенный боится ответить, даже если знает.

Школьник, которому нужно время переварить информацию, запоминает молча. Он не перебивает и не задает вопросов сразу, зато готов обсуждать и спрашивать на следующем уроке. Ну а скромный еще не освоился на занятиях.

Подход к ребенку

  • Если дело в отсутствии мотивации, приходится откладывать учебники и тесты. Педагог старается разговорить ребенка, понять, что ему интересно, следует ли он за своими увлечениями в учебе. Если школьник еще не определился с будущей профессией, он может пройти тест по профориентации.

По результатам тестирования ученик и репетитор вместе ставят достижимые цели в предмете.

  • Чтобы создать безопасное пространство для сомневающегося ребенка, репетитор задает вопросы закрытого типа, где нужно выбрать правильный вариант. Если сделал ошибку, есть вторая попытка. Постепенно преподаватель расширяет количество вариантов и переводит ребенка к открытым обсуждениям.
  • Чтобы дети быстрее усваивали информацию, репетитор дает практические задания сразу по ходу изучения темы, а не только на дом.
  • Застенчивый ребенок быстрее привыкает к репетитору, который рассказывает о себе и своих ожиданиях от занятий. Четкие правила и принципы работы тоже укрепляют почву под ногами.

Восторженный

Полный желания добиться ошеломляющих результатов ученик. У него много слов и мало дела. Ребенок с высокими ожиданиями от занятий с репетитором либо ставит абстрактные цели, либо не знает, чего хочет.

При знакомстве он выражает воодушевление и строит планы покорения наук, но когда дело доходит до ежедневной учебной работы, «сдувается».

Подход к ребенку

  • Для таких детей важны хорошие отношения и то, как все выглядит со стороны. Чтобы не «потерять» ученика при первых трудностях, педагог ставит цели и задачи на каждом занятии.
  • Преподаватель четко проговаривает, что нужно будет делать на занятиях и дома. На каждом уроке просит ребенка назвать свою цель и ставит задачи на сегодня.
  • Разбивает материал на фрагменты и подводит промежуточные итоги: хвалит ученика, чтобы тот чувствовал продвижение в предмете.

Болтун

Если на уроках иностранного языка с таким учеником еще можно совладать, то на других предметах — беда. Ребенок пользуется деликатностью учителя и заводит разговоры на отвлеченные темы.

Подход к ребенку

Мудрый преподаватель устраивает небольшие перерывы для общения каждые 30 минут. В остальное время мягко напоминает, что для рассказов из жизни и кино будет переменка.

Сопротивленец

Критически настроенный школьник враждебно воспринимает любые задания, предложения и рекомендации. Он все проблематизирует, выясняет, зачем выполнять то или иное, говорит, что школьный учитель делает по-другому.

Скорее всего, это ребенок, который ходит к репетитору по заданию родителей.

Подход к ребенку

  • Если педагог надеется пробудить в ребенке интерес к предмету, задачники уходят на второй план. Если не установить контакт, результата не выйдет. Работает та же тактика, что и в случае с незаинтересованным ребенком: выявить мотивацию, пройти профориентацию, поставить реальные цели.
  • Если построить доверительные отношения не удается, добросовестный репетитор отказывается от работы. Толку не будет, а брать деньги за пустое времяпрепровождение — нечестно.

Зависимый

Неспособный сделать и шаг, этот ребенок ждет указаний по малейшему поводу. Сколько строчек отступить, на какой вопрос отвечать, какое слово в определении подчеркнуть. Даже если учитель проговорил все этапы выполнения задания, он будет уточнять перед каждым: теперь записывать уравнение, а теперь строить график?

Подход к ребенку

Вселить уверенность и сформировать привычку полагаться на себя помогают письменные инструкции и подсказки. Это работает не только в учебе, но и в домашних делах: как привести в порядок комнату, как собрать сумку в школу. Да, это займет время, для каждого типа заданий вам придется продиктовать алгоритм. Зато на контрольной или на каникулах у бабушки ребенок будет точно знать, что и в какой последовательности делать.

Всезнайка

Отличник или даже победитель олимпиад, который ищет любую возможность блеснуть своими знаниями. Он имеет мнение по любому вопросу и готов с жаром его высказывать. Если же он чего-то не знает, то мгновенно переводит тему в безопасное русло. Хорошая новость в том, что ваш ребенок стремится к академическому успеху.

Плохая — он болезненно воспринимает ошибки и свое незнание.

Подход к ребенку

  • Задача педагога в том, чтобы мягко продемонстрировать свое интеллектуальное превосходство и при этом «зацепить» ученика задачей. Это можно сделать после серии вопросов, на которые ребенок знает ответ. В конце преподаватель задает проблемный вопрос не на знания, а на умение рассуждать.
  • Чтобы поддержать ребенка, репетитор выражает уверенность в его способностях. Преподаватель показывает, на что направлены занятия и как это поможет ученику чувствовать себя увереннее в предмете.

Ученик мечты

Типичный отличник или хорошист. В меру серьезный, собранный, внимательный. Не пропускает занятия и почти всегда выполняет домашние задания. Этот ученик знает, чего хочет и заметно двигается к цели.

Важное отличие этого типа — он умеет учиться, задавать вопросы и искать ответы.

Подход к ребенку

С таким ребенком репетитор использует формы работы, которые рассчитаны на самостоятельного ученика. Таким образом школьник не только продвигается в предмете, а развивает универсальные умения, которые пригодятся в любой деятельности: учится сопоставлять, оценивать, анализировать.