Образование

Вызвать уважение к себе не просто, но это стоит того: личный опыт учителя

Учитель Наталья Гарист — о том, как важно слышать и слушать учеников, чтобы они уважали тебя.

Наталья Гарист, участник проекта «Учитель для России», второй год преподаёт французский в обычной школе в подмосковном Видном. Наталья рассказала «Летидору» о том, в каких случаях школьникам нужны рамки в общении, почему старшеклассники не воспринимают учителей старшего поколения и как общаться с 8 –11 классами, чтобы они тебя слышали и уважали.

Работу с детьми из средней и старшей школы я строю совершенно по-разному.

В 5–7 классах необходимы дисциплинарные меры. Так сложилось, что слово «дисциплина» часто воспринимается негативно. А словосочетание «дисциплинарные меры» вызывает страх. Мне в этом смысле гораздо ближе понятие «рамки», которые выстраивает учитель во время работы с детьми. И чем эти рамки прозрачней и понятней для школьников – тем проще им в них жить.

Когда я только пришла в школу, я не понимала, что такое рамки. Я говорила себе:

Мои ученики — взрослые осознанные люди. Я не буду плохим учителем, который ставит двойки и вызывает в школу родителей.

А потом я поняла, что не всё так просто. Разумеется, я не ставлю повально двойки, не кричу на детей, но в рамках их держу. Я поняла, что школьникам до определённого возраста необходимы понятные границы, в которых они смогут существовать. Например, в начале урока встать и поприветствовать друг друга, поднять руку, если хочется сказать. Им нравится, когда у меня есть чёткий план урока, они получают конкретное задание, которое выполняют определённое время, когда они точно знают дату контрольной.

Моя задача — сформировать эти границы и наполнить их интересным содержанием. И тогда мы получаем взаимное удовольствие. Ребята — от учёбы, я — от преподавания.

Начиная с 8–9 класса, такой подход не работает. В 14 лет школьники начинают резко взрослеть.

Они видят себя иначе и пытаются сформировать новое отношение к миру. По моим наблюдениям, старшие ребята часто не воспринимают взрослых, которые близки по возрасту к их родителям. Они отдаляются от родителей, ищут себя через отрицание идеалов взрослых. А в школе их ждут учителя-представители поколения мамы и папы. Естественно, дети автоматически отрицают всё, что исходит от этих людей.

В 14–17 лет подростки ищут одобрения своих сверстников или ребят чуть старше их. Например, студентов. И здесь появляюсь я — человек, который только недавно был студентом. Мои отношения со старшеклассниками совсем другие, нежели те, которые устанавливаются у них со взрослыми преподавателями.

Какие они? Очень разные. К школьникам не применимы дисциплинарные меры.

Я могу, конечно, поставить двойку или не допустить их до урока, но результата не будет.

Мне кажется, что здесь надо действовать через уважение, которое ты формируешь у детей по отношению к себе. Если ребёнок уважает тебя, он услышит то, что ты говоришь на уроках.

Уважение к учителю складывается из его справедливого оценивания работы, из понимания привычек детей и желания общаться с ним на одном языке, а самое главное – принятия ребенка таким, какой он есть.

Если ты принимаешь хрупкого и колючего тинэйджера со всеми недостатками, постепенно он начинает тебя уважать.

За два года работы в школе многие дети расслабились в общении со мной. Они знают: если у них есть какой-то вопрос, они всегда могут его задать.

Иногда я чувствую себя с ними старшей сестрой, которая готова выслушать, дать совет. Главное в диалоге с детьми — правильно себя вести.

Есть много тем, которые волнуют подростков, но им не с кем поговорить. Зачастую взрослые сразу это пресекают и ограничиваются дежурными фразами «это плохо», «так делать нельзя», «здоровье испортишь».

Но детям этого недостаточно. Им хочется пошутить на эту тему, пофилософствовать. Я прекрасно помню это настроение и мне понятны их желания.

Поэтому я принимаю их право говорить на совершенно разные темы и не тороплюсь их за это осуждать. При этом всегда чётко формулирую свою позицию по отношению к проблеме. Когда ты осуждаешь, говоришь, что так делать нельзя, ребёнок только отстраняется.

Когда старшеклассник понимает, что ты готов выслушать его, он отвечает тебе взаимностью. Естественно, это отражается на его отношении к предмету и выполнении домашнего задания. Вызвать уважение к себе не просто, но это стоит того, чтобы разглядеть за колючими подростками таких разных и таких интересных людей.

Фото: личный архив учителя.