Всероссийские школьные олимпиады: как выбрать и подготовиться
Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало перечень олимпиад, которые в 2015-2016 учебном году будут давать школьникам льготы при поступлении в вуз. В общей сложности список включает в себя 71 олимпиаду различных уровней. Как же выбрать из них наиболее подходящую?
«Нанотехнологии – прорыв в будущее»
Это всероссийская олимпиада, которую в 2015/2016 учебном году уже в десятый раз будет проводить Московский государственный университет. Согласно информации, содержащейся в приказе Минобрнауки от 28 августа 2015 г. N 901 «Об утверждении Перечня олимпиад школьников и их уровней на 2015/16 учебный год», мероприятие относится к категории олимпиад первого уровня, а значит, дает льготы при поступлении на факультеты, соответствующие профилю испытания.
Олимпиада делится на два этапа. Первый – заочный отборочный тур, имеющий статус регионального. Он проводится дистанционно: участники олимпиады получают задания, которые необходимо решить, по интернету. В ходе этого этапа оргкомитет олимпиады проводит отбор лучших для участия в очном туре, который проходит в Москве. Кроме того, наиболее интересные и удачные решения получают специальные гранты, покрывающие расходы на поездку. Кстати, процедура проверки результатов отборочного этапа предполагает возможность апелляции, если вы не согласны с его результатами – она тоже проводится в заочной форме, так что имеет смысл побороться за свою победу.
По опыту прошлых лет, участие в олимпиаде принимают более 5 тысяч человек: конкуренция будет достаточно высокой. Данное мероприятие включает в себя сразу четыре предметных профиля – биологию, математику, физику и химию. Это, кстати, таит в себе довольно неприятные подводные камни, предупреждают участники одного из форумов, посвященных олимпиадам:
«Олимпиаду Перечня, формально, как кажется, соответствующую Вашему профилю и предмету, вуз может отнести к другому профилю, и потому вы пролетите со льготами при поступлении. Особенно это касается т.н. многопрофильных олимпиад».
Речь идет о том, что вуз вправе самостоятельно устанавливать предметный профиль олимпиады и характер льгот, которые она дает при поступлении. Так, например, Московский физико-технический институт относит олимпиаду «Нанотехнологии – прорыв в будущее» к профилю «биология», а значит, ее победители не могут рассчитывать на льготы, если хотят поступать на другое направление. Так что будьте внимательны, выбирая олимпиаду для участия: обязательно посмотрите на сайте нужного вам вуза перечень испытаний, которые дают льготы при поступлении.
Минобрнауки назвало олимпиады, которые дадут льготы при поступлении в вуз
«Высшая проба» – это межрегиональная олимпиада школьников, которую проводит Высшая школа экономики. Она включает в себя более 15 дисциплин, в которых могут попробовать свои силы 11-классники, планирующие поступление в «Вышку» или другие вузы. Поскольку перечень предметов, по которым проводятся испытания, достаточно обширен, сотрудники вуза подготовили удобный справочник, позволяющий выбрать олимпиаду, дающую льготы при поступлении на определенную специальность.
В 2015-2016 учебном году уже утверждены сроки проведения олимпиады «Высшая проба». Так, заочный отборочный этап пройдет с 5 по 20 декабря 2015 года в режиме онлайн. Каждый зарегистрировавшийся участник в определенное время получит доступ к прохождению заданий, которые можно выполнить только один раз. После проверки результатов отобранные участники будут допущены ко второму, очному этапу, который пройдет с 11 по 18 февраля 2016 года.
Как и многие другие вузы, Высшая школа экономики при подготовке к участию в олимпиаде рекомендует ориентироваться на задания прошлых лет. Для удобства участников они скомпонованы по профилям предметов и выложены в свободном доступе на сайте организатора.
Школьные олимпиады будут проводить на планшетах
Объединенная межвузовская математическая олимпиада впервые была проведена в 2009 году. Тогда ее инициаторами выступили несколько московских вузов, но сегодня перечень организаторов существенно увеличился и включает в себя более 20 высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Урала, Дальнего Востока и других регионов России.
Как и многие другие олимпиады, ОММО проводится в два этапа : отборочный заочный и очный. Согласно приказу Минобрнауки, эта олимпиада относится ко второму уровню, однако решения по поводу конкретных льгот, предоставляемых победителям, принимаются каждым вузом самостоятельно, поэтому необходимо уточнить их на сайте учебного заведения.
Главным плюсом ОММО, утверждают бывалые участники такого рода мероприятий, является ее лояльность к будущим абитуриентам:
«Отборочный тур ОММО – самый либеральный из всех олимпиад. Не пройти его невозможно, поэтому ОММО является самой массовой математической олимпиадой для абитуриентов. Кроме того, ОММО весьма щедро раздаёт дипломы. … Все это делает ОММО чрезвычайно привлекательной олимпиадой для одиннадцатиклассников».
Дело в том, что критерии оценки работ на олимпиаде действительно довольно мягки. Так, диплом третьей степени в 2015 году присваивался участнику, решившему не менее 5 задач из 10. При этом в ходе решения допускались несущественные недочеты и ошибки, например, арифметические.
Планируется увеличение срока действия льгот победителей школьных олимпиад
Олимпиада «Ломоносов» – одно из самых обширных испытаний, включающих в себя около 20 предметов, даже таких экзотических как робототехника или международные отношения и глобалистика. Поэтому архив материалов прошлых лет, который может быть полезен для подготовки к будущим олимпиадам, тоже весьма объемен.
Тем не менее, полностью самостоятельно подготовиться к такому сложному испытанию школьнику, скорее всего, будет нелегко. Хорошо, если в вашей школе учителя не меньше родителей заинтересованы в том, чтобы ученики успешно выступали на олимпиадах, и помогают им готовиться, грамотно распределяя силы между основным учебным процессом и олимпиадными испытаниями – как это делают в одной из школ Нижнего Новгорода:
«У нас каждый учитель-предметник намечает себе «жертву» – участника районной олимпиады еще в конце учебного года; списки составляются с учетом того, что 1 ученик может принять участие не более, чем в трех олимпиадах районного масштаба. Подготовка идет все лето (в режиме онлайн), затем в сентябре – школьная олимпиада для всех желающих, а в начале ноября – районный этап».
Впрочем, и организаторы олимпиады «Ломоносов» в меру сил стараются помочь одаренным детям выступить успешно. Так, в 2015-2016 учебном году для участников организованы лекции-консультации по профильным предметам, которые доступны не только в очной форме – по вечерам в рабочие дни, но и в виде видеоуроков, с которыми можно ознакомиться в удобное время.
Домашняя работа: как повысить усидчивость и успеваемость школьника
«Покори Ворообьевы горы» – значимая олимпиада, включающая в себя семь предметов, причем почти все они относятся к первому уровню. Вот уже десять лет олимпиаду проводит Московский государственный университет им. Ломоносова совместно с издательским домом «Московский комсомолец».
В целом алгоритм проведения олимпиады схож с большинством подобных мероприятий: она включает в себя два тура, отборочный и заключительный. Отличительной особенностью мероприятия является возможность подать апелляцию для участников, которые не согласны с результатами проверки заданий заключительного тура. Кроме того, достаточно удобно то, что заключительный очный этап проводится не только в Москве, но и в других крупных городах страны: так, в 2015 году он проходил также в Уфе, Челябинске, Ставрополе, Чебоксарах и Брянске.
Для оперативного получения информации и решения возникающих вопросов участники могут обратиться на специальный форум, посвященный непосредственно этой олимпиаде. Правда, информации о графике проведения мероприятий олимпиады в 2015-2016 учебном году здесь пока нет, зато на сторонних ресурсах уже начинают появляться кое-какие сведения:
«"Покори воробьевы горы!" (ПВГ) – онлайны в декабре и, возможно, в январе. Тут наоборот, онлайн сложный, финал (для тех, кто писал онлайн сам) существенно легче».
Евгений Палкин, проректор по научной работе Российского нового университета (РосНОУ), отмечает: «Сегодня в вузы каждый абитуриент несет портфолио, в котором он, в том числе указывает информацию о личных достижениях. И высокие результаты в олимпиадах, перечень которых определен Минобрнауки, при прочих равных учитываются при поступлении в вуз.
Особое внимание следует обратить на участие в олимпиадах, проводимых вузами. Даже если у абитуриента блестящие результаты ЕГЭ, поучаствовав в таких олимпиадах, он сможет больше узнать об уровне преподавания в конкретных вузах. Безусловно, олимпиады – показатель вуза и для абитуриента могут стать весомым аргументов в пользу того иного высшего учебного заведения.
А вообще, если позволяет ресурс времени, то, на мой взгляд, участвовать нужно во всех олимпиадах. При этом приучаться к олимпиадному стилю решения проблемы, который отличается от школьного и подразумевает большую самостоятельность ученика и довольно нестандартные вопросы, желательно уже с начальной школы. Например, ученики начальных классов могут принимать участие в таких олимпиадах, как «Кенгуру» или «Русский медвежонок». Это поможет школьнику в дальнейшем успешно сдавать любые экзамены».
Как отмечает Елена Глухих, pr-менеджер проекта развивающих мероприятий для детей Inlearno , школьные олимпиады – это не только коммерческие конкурсы и олимпиады, одобренные Министерством образования и обеспечивающие преимущества при поступлении в вуз. Есть еще и внутришкольные олимпиады – не рейтинговые.
«Часто их значение недооценивается. А между тем, польза от таких состязаний есть. И это не только проверка способностей учеников, тренировка навыков, логического и нестандартного мышления. Пожалуй, более важная задача, возлагаемая на школьные конкурсы, – заинтересовать ребенка углубленным изучением предмета, развить интерес к математике или русскому языку не только в рамках учебной программы. Кроме того, это прекрасная возможность для детей проявить себя, соревноваться со сверстниками и, как следствие, добиваться уважения, почета и авторитета у одноклассников, друзей. Притом, авторитета правильного, положительного», – комментирует Елена Глухих_._
Эксперт считает, что ездить на олимпиады современным школьникам теперь не обязательно, так как ученические состязания все чаще проводят в интернет-пространстве. Например, Электронная школа «Знаника», предлагает школьникам попробовать свои силы в дистанционных конкурсах по математике, русскому языку, информатике. Ребята по всей стране, от Камчатки до Калининграда могут принимать участие в олимпиаде независимо от уровня подготовки и образовательного учреждения. Это повышает интерес к участию и ценность победы.
«На проверку работ участников традиционных олимпиад уходит до нескольких недель, а то и месяцев. Дистанционные конкурсы проходят гораздо оперативнее. Соревновательный элемент, а также игровой характер конкурсов способствуют развитию у детей мотивации к обучению,появлению интереса к научной деятельности, ранней профориентации», – резюмирует Елена Глухих.
Как подчеркивает Ирина Беляева, куратор Клуба домашних школьников «Дом Гнома» , олимпиады в младшей школе нужно рассматривать не как средство демонстрации своих достижений, а в качестве некоего учебного тренажера.
«В известных общероссийских олимпиадах («Бобер», «Русский медвежонок», «Кенгуру») имеет смысл принимать участие для того, чтобы научиться понимать общий уровень требований, быть в курсе уровня заданий. Олимпиады специализированных школ нужно посещать, если ребенок собирается поступать в конкретную школу, в которой проводится состязание», - комментирует Ирина Беляева_. _
Итак, выбор олимпиады – за вашим ребенком. Вы, а также другие члены семьи, можете посоветовать, поддержать и направить. Перед тем, как определиться с олимпиадой для участия, неплохо было бы также поговорить со школьным учителем ребенка, узнать, какие темы по предмету даются ему лучше, а каким нужно уделить пристальное внимание.