Вот почему поколение Z теряет интерес к английскому: мнение мамы-лингвиста
Современные родители понимают, что знание иностранного языка открывает человеку перспективы для карьерного и личностного роста. Человек получает свободу учиться и работать там, где хочет.
Чтобы ребенок смог учиться за границей или без препятствий путешествовать по всему свету, мы вкладываем силы и средства в изучение им иностранного языка: ищем курсы, меняем репетиторов, нанимаем носителей языка…
А что в итоге? Ребенок вяло плетется на урок, пропускает занятия и жалуется, что ему скучно.
Почему школьники теряют интерес к изучению английского языка и что делать, чтобы вернуть ребенку желание к учебе, мы попросили рассказать лингвиста и маму Диану Белан (@dianabelan_ils).
Есть 5 ключевых причин, по которым поколение Z стремительно теряет мотивацию к изучению иностранных языков.
1. Мы плохо понимаем, как устроены наши дети
Согласно «Теории поколений», созданной в 1991 году американскими учеными-демографами Нейлом Хоувом (Neil Howe) и Вильямом Штраусом (William Strauss), каждые 15–25 лет рождается и вырастает поколение со схожей системой ценностей и поведением в обществе.
Дети, рожденные с 2000 года, принадлежат к поколению Z. Дети, рожденные с 2010 года, получили название поколение Альфа.
Это дети мультимедийных технологий и информационного общества. Они «связаны» между собой интернетом, YouTube, гаджетами.
Считается, что эти поколения отличает клиповое мышление — 8-секундный фильтр — способ восприятия мира посредством коротких ярких образов, емко и просто изложенной информации, коротких видеороликов. Текст не интересует их так, как анимация.
А учителя, репетиторы ведут уроки так, как это было принято 20 лет назад.
Совет родителям
Подбирайте обучение, адаптированное под запросы именно современных детей. Сделайте их обучение максимально ёмким и ярким. Берегите время и детство ребенка.
2. Учителя продолжают использовать аудиальный канал воздействия как основной
Согласно Международной ассоциации аудирования, 45% своего дня ученик проводит, слушая, и 85% своих знаний ученики получают в устной форме — также слушая.
На самом деле только небольшой процент представителей нового поколения легко воспринимает учебный материал на слух.
Большинство детей пользуются другими каналами восприятия: запоминают образами и яркими картинками, через ощущения, эмоции, даже движения.
А учитель продолжает заунывно рассказывать правило Present Simple, вгоняя детей в сон.
Совет родителям
Ищите учителей, которые подбирают методы обучения исходя из системы восприятия именно вашего ребенка. Или же методы, которые совмещают все типы восприятия.
3. Школа использует устаревшие пособия и образовательные методики
Сейчас в школе все формально и на сухую. Ни игр, ни интересных вовлекающих заданий.
Учебники, по которым учатся наши дети на протяжении 10 лет — Spotlight, Forwards и другие, — вселяют грусть и уныние. Настолько там все непонятно, сумбурно и поверхностно.
К примеру, откроем учебник Spotlight второго класса для детей первого года изучения английского.
1. На первой странице задание – спой песенку, которая состоит из 6 строк плотного английского текста.
2. Далее — поговори с одноклассником по-английски по образцу: Hello, I’m Nanny Shine. What's your name? Hello, I'm Anna. При этом ребенок еще не умеет читать.
3. Вместе с первыми буквами авторы учебника предлагают детям низкочастотную лексику, такую как муравей, чернила, булавка. Новые слова сопровождают тусклые, карикатурные картинки.
Кстати, я так и не нашла, где в этом учебнике обучают чтению по-английски.
Не лучше ситуация и с учебником Forward.
Обучение ориентировано на зубрежку слов, многочисленные диктанты и чтение диалогов. Это в свою очередь создает значительные черные дыры в знаниях: ребенок боится говорить на иностранном языке, не умеет строить предложения, произносит с русифицированным акцентом, не понимает речь на слух и не говорит.
Дальнейшее изучение английского превращается в унылую езду вслепую.
Совет родителям
Ищите новые материалы, игры, красочные учебные пособия, которые будут написаны авторами-носителями современного английского. Прекратите зубрить. Попробуйте метод мнемотехники — запоминания слов через образы.
4. Дети чувствуют себя неудачниками
Нет успеха — нет желания. Черные дыры создают ситуацию «неуспеха» — когда ребенок понимает, что справиться с заданием сам он не может.
Череда неудач способствует понижению самооценки. Он, заранее предугадывая проигрыш, отказывается от выполнения любого задания.
Если ученик испытывает затруднение с английским, этот предмет становится самым нелюбимым и нежеланным.
Все. Время упущено.
Совет родителям
Создайте ситуацию успеха, и ребенок захочет заниматься английским.
5. Полное отсутствие мотивации
«Мама, зачем мне английский? Он мне в жизни не пригодится», — твердит ваш сын или дочь.
Вы начинаете его убеждать:
«Английский нужен, чтобы поступить в хороший университет. Чтобы в будущем получать хорошую зарплату». «Не будешь стараться — никуда не поступишь, пойдешь работать дворником (или работать на другой низкооплачиваемой должности)». Верно?
Младшие школьники такие доводы просто не воспринимают. За них все проблемы решают родители, они еще не понимают, что нужно трудиться, чтобы что-то заработать, и вполне могут заявить: «А дворник, который метет наш двор и английский не знает, мне очень нравится. Я хочу быть таким же!»
Подростки решат, что их просто пугают:
«И что? У меня-то все будет хорошо и без вашего английского!»
Вполне возможно, тинейджеры на ваши аргументы ответят: «Это будет потом – поступление, высокая зарплата. А сейчас мне зачем учить английский?»
Ни школьные учителя, ни репетиторы не занимаются тем, чтобы помочь ребенку найти его глобальную цель. А ведь у каждого она своя. Например, у меня в школьные годы был любимый певец – Майкл Джексон. И моей глобальной целью было поехать в Лос-Анджелес, встретиться с ним, поболтать на равных. Я понимала, что мне не поможет переводчик, я должна уметь говорить и понимать сама.
Да, я поехала в Лос-Анджелес, но не встретилась с моим любимым певцом. Зато я до дыр смотрела его интервью, докапывалась до смысла каждой фразы его песни.
Совет родителям
У вашего ребенка может быть свое увлечение. Его нужно найти, использовать и привязать к его глобальной цели. Вместе с ребенком построить цепочку шагов, которая приведет к реализации этой цели.
Вместо скуки и отторжения, английский может приносить радость, главное — правильно подойти к процессу обучения!
Но если ваша школа, ваш репетитор этим не занимается, попробуйте взять дело в свои руки. И тогда ваш ребенок никогда не потеряет интерес к английскому.
Фото: Freepik, Depositphotos