Образование

Волшебное слово: о чем говорить с ребенком до 3 лет

Волшебное слово: о чем говорить с ребенком до 3 лет

О чем говорить с ребенком, которому еще не исполнилось трех лет? Да и нужно ли вообще вести эти односторонние монологи, если кроха не понимает и половины из сказанного взрослыми? Эксперты утверждают, что беседы с малюткой являются важной составляющей его развития.

Речевое развитие ребенка – важнейшее условие формирования его личности, а значит, ему необходимо уделять особое внимание. Вместе с тем, молодые родители плохо представляют себе, о чем можно поговорить с малышом, который еще не вполне понимает сказанное. Тем не менее, при должном терпении эту проблему вполне можно решить.

Общение с ребенком до года

Ребенок до года развивается быстрыми темпами, и общение с ним вносит важный вклад в это развитие. Конечно, не стоит ожидать, что малыш сможет быть для вас полноценным собеседником.

В первые два-три месяца инициатива в общении исходит от родителей. Говорить с младенцем всегда нужно мягко и спокойно, не повышая голоса и не проявляя негативных эмоций, каким бы тяжелым ни был ваш день. Дети до года способны ориентироваться только на интонацию и тембр голоса говорящего, поэтому им совершенно не важно, что именно вы говорите. В этот период происходит привыкание малыша к родителям. Важно, чтобы он регулярно слышал ваш голос, который вскоре начнет узнавать.

Односторонним ваше общение будет недолго: уже в два-три месяца ребенок начнет проявлять ответную реакцию, когда вы обращаетесь к нему – будет улыбаться, двигать ручками и ножками, агукать. Постарайтесь хотя бы понемногу общаться с крохой в течение дня: он проснулся – скажите ему «Доброе утро!», вы делаете с ним гимнастику – ласково рассказывайте, какие именно движения совершаете, он голоден – успокойте его, спев тихую песенку во время кормления. Показывайте ребенку игрушки, демонстрируя их возможности, объясняйте, какие предметы есть в вашем доме и на улице, когда вы гуляете.

Когда ребенок немного подрастет, и ему исполнится 4-5 месяцев, можно включить в свой «рацион» общения стихи, песенки, считалки: малыш будет улавливать их ритм и, возможно, захочет «подыграть» вам, двигая ручками и ножками. Можно дополнить песенками и стихами повседневные процедуры – массаж, купание, гимнастику. Дети любят повторяющиеся ритуалы, и постепенно, когда ребенок запомнит вашу песенку или считалку, она будет прочно ассоциироваться у него с приятными моментами.

Ребенок учится распознавать речь еще в утробе матери

Разговоры с младенцем ускоряют формирование его речи

Речевое развитие у ребенка от года до двух лет проходит несколько важных стадий. Обычно первые слова малыш произносит в период от года до полутора, обозначая определенными буквосочетаниями предметы и явления, которые он видит чаще всего. Нередко такие «слова» пока понятны только маме, однако, тем не менее, они уже вполне осмысленны.

Вы легко можете убедиться в этом самостоятельно, попросив ребенка выполнить то или иное действие. Он уже хорошо различает свои игрушки и может, например, по вашей просьбе принести вам одну из них. В этот период происходит формирование словарного запаса ребенка, и вы можете принять в этом активное участие, называя те предметы, которые интересуют малютку, чтобы он мог запомнить и повторить их названия.

Когда крохе исполнится полтора года, он начнет строить из известных ему слов простые фразы. И здесь вы снова станете незаменимым помощником, научив малыша формировать базовые предложения из известных ему слов. Кроме того, ему наверняка понадобится ваша помощь в том, чтобы узнать слова, которых не хватает для выражения нужной мысли. Ваша задача на этом этапе – своим примером показать, как из отдельных слов формировать фразы, так что стоит проследить, чтобы они были короткими и понятными для сына или дочки.

Постарайтесь избежать сюсюкания, коверкания слов и подражания детскому говору: с ребенком на этом этапе крайне важно говорить как со взрослым, чтобы у него сформировалось правильное восприятие речи.

Ребенок в год: особенности развития

Речь детей в двухлетнем возрасте – очень индивидуальна: кто-то уже бойко воспроизводит сложные фразы, а кто-то пользуется только несколькими основными словами, да к тому же плохо выговаривает «р» или «ш». Однако, как утверждают специалисты, беспокоиться пока рано. Все эти навыки можно развивать в ходе общения.

Основными собеседниками крохи остаются родители, и в первую очередь мама. Поэтому ей стоит морально подготовиться к наступлению периода бесконечных детских вопросов. Малышей, например, интересует, почему трава зеленая, где живут кошки, из чего состоят облака.

Каким бы ни был по счету очередной вопрос вашего сына или дочки, вы не должны позволять себе отвечать раздражительно или отделываться формулировкой «тебе еще рано это знать». Постарайтесь ответить доступно для понимания малыша. Ведь вы для него – источник знаний об окружающем мире.

В возрасте от двух до трех лет ребенку необходимо расширять круг общения. В роли собеседников теперь выступают не только мама и папа, но и сверстники. Если малыш уже посещает дошкольное учреждение, этого будет вполне достаточно. Если же нет – постарайтесь помочь ему завести друзей на детской площадке во дворе.

На ночь малышу до трех лет уже можно рассказывать сказки. Пусть для начала они будут короткими и простыми, с одним-двумя персонажами: ребенку пока трудно удерживать в голове длинное повествование со множеством героев. Сказки также можно придумывать вместе с ребенком, так вы будете развивать не только его речь, но и воображение.

Мой ребенок молчит: что делать?

Что такое общее недоразвитие речи?