Опубликовано 02 сентября 2014, 17:30

Разговоры с младенцем ускоряют формирование его речи

У родителей, реагирующих и отвечающих на каждое лепетание ребенка, дети развиваются заметно быстрее.
ребенок-разговор-Depositphotos_3541318.jpg

ребенок-разговор-Depositphotos_3541318.jpg

Если родители общаются с малышом и отвечают на его лепетание, это стимулирует его быстрее переходить к сложным звукам и формировать свою речь. Таковы выводы исследователей из Университетов Айовы и Индианы (University of Iowa, Indiana University), США.

Исследователи понаблюдали за общением 12 матерей со своими 8-месячными младенцами во время 30-минутных игровых занятий, проходивших дважды в месяц на протяжении 6 месяцев. Они отмечали, как женщины реагируют на лепетание и агукание детей, особенно если оно происходит при зрительном контакте матери и ребенка. Через месяц после окончания исследования ученые оценили речевые успехи малышей. Отцы в этом исследовании не участвовали, поскольку предыдущие работы доказали, что оба родителя общаются со своим чадом с примерно одинаковой степень активности.

Результаты наблюдения показали, что у родителей, реагирующих и отвечающих на каждое лепетание ребенка и пытающихся понять его «речь», дети развиваются заметно быстрее. У таких детей быстрее совершенствуется вокализация , то есть на смену бессмысленному бормотанию приходят осознанные звуки, слоги, а затем слова. Спустя месяц после окончания исследования (в возрасте 15 месяцев) эти дети имели обширный словарный запас и активно жестикулировали. У матерей, которые не поддерживали попытки ребенка общаться и переводили внимание малышей на что-нибудь другое, дети демонстрировали не такие продвинутые навыки в формировании речи и коммуникации.

По словам исследователей, постоянная реакция родителей на лепетание своего ребенка дает ему понять, что они готовы и хотят с ним общаться. Особенно если она сопровождается зрительным контактом. Это, в свою очередь, провоцирует ребенка чаще общаться с родителями. Результаты этого исследования ставят под сомнение существующую теорию о том, что коммуникативные способности у малыша являются врожденными, и на их формирование реакция родителей повлиять не может.

В 2003 году эта же группа ученых доказала, что любая позитивная реакция мамы на взгляд или бормотание младенца – улыбка или ласковое прикосновение – также способствует более быстрому формированию речи ребенка.