Теоретическая или практическая: как помочь ребенку выбрать олимпиаду
Начался учебный год, многие планируют его и выбирают олимпиады и соревнования. С одной стороны, классические олимпиады, подразумевающие оценку теоретических знаний, дают формальные преференции при поступлении в вузы. С другой стороны, практические олимпиады, представленные в значительно меньшем количестве, помогают приобрести навыки, востребованные в реальной жизни, а также опыт, который трудно получить где-либо еще.
Выбор и того, и другого часто оказывается несовместим с реальной жизнью, особенно у старшеклассников, которые вынуждены тратить значительный ресурс на подготовку к ЕГЭ.
Организаторы профилей и финалисты Олимпиады Кружкового движения Национальной технологической инициативы (КД НТИ), совмещающей в себе и практическую, и теоретическую части, рассказали, чем важны обе составляющие.
Станислав Аретинский, руководитель профиля «Системы связи для дистанционного зондирования Земли» Олимпиады Кружкового движения НТИ:
«Талантливые теоретики придумывают идеи, которые дают практикам мотивацию к действию. Так что теорию не стоит недооценивать. Это база, на которую опираются все остальные исследователи. Теоретическая олимпиада актуализирует и систематизирует школьные знания.
Но чтобы эти знания действительно закрепились, теорию стоит поддержать практикой.
На олимпиаде участники оказываются в условиях, максимально приближенных к жизненным. И здесь у них открываются качества, которые очень важны для результата, но не оцениваются в школе по пятибалльной шкале: умение быть лидером, принимать четкие решения в стрессовых условиях, вести за собой команду. Иногда они важнее, чем вызубренные назубок формулы».
Иначе говоря, поехав на теоретическую олимпиаду, участник освежает в памяти всю пройденную программу, проверяет себя на стрессоустойчивость, понимает, где и какие у него пробелы в знаниях.
Это нужная история перед сдачей экзаменов.
Но куда ехать, если у человека, оканчивающего школу, есть настойчивое желание правильно выбрать вуз и не потратить 5–6 лет на обучение профессии, которой никогда не захочется заниматься?
Поступить правильно
Полина Дятлова, руководитель профиля «Передовые и производственные технологии» Олимпиады КД НТИ:
«Главное, что дает участникам практическая олимпиада, — возможность примерить на себя будущую профессию.
Я работаю в университете и часто вижу ребят, которые поступили на курс, ориентируясь на моду, звучное название или красивую картинку в голове, не имеющую ничего общего с реальностью. Проучившись год, они понимают, что сделали неверный шаг, и либо уходят, потеряв силы и время, либо остаются, чтобы в будущем иметь дело с нелюбимой профессией.
А побывав у нас, они работают с лазерными резаками, фрезерными станками, 3D-принтерами и начинают примерно понимать, что такое быть инженером и программистом.
Они осознают, в чем разница между формулой в учебнике и действующей моделью аппарата, и возвращаются домой, гораздо четче представляя, кем хотят стать после школы.
К тому же задания, которые мы предлагаем участникам, требуют не только знаний, но и смекалки, так что они действуют как в жизни, прикладывая усилия и справляясь с трудностями.
И, побеждая, привозят с собой не только опыт, но и 100 баллов за ЕГЭ».
Действительно, победители Олимпиады Кружкового движения НТИ имеют возможность получить 100 баллов за ЕГЭ по одному из профильных предметов и поступить в ведущие технические вузы России.
Но баллы — это еще не самое главное.
Наталья Ходыкина, руководитель профиля «Наносистемы и наноинженерия» Олимпиады КД НТИ, созданного при поддержке ФИОП «РОСНАНО»:
«У нас сложный профиль, где важно уметь работать в лабораторных условиях. И не только работать, но и соблюдать технику безопасности, внимательно читать инструкции, планировать время на решение и расставлять приоритеты. Без этих навыков с заданием не справиться даже человеку, у которого одни «пятерки» за школьный курс химии. Отличники, которые, исходя из оценок, решили связать будущее с химией, могут проверить, так ли удачен их выбор.
Иногда оказывается, что человек, к примеру, плохо переносит запах реагентов или скучает, соблюдая дисциплину в лаборатории, и не может сосредоточиться.
Во время практической работы ребята узнают о себе много нового и лучше понимают, в какой вуз им поступить».
Страшно, что можно было пойти абсолютно не туда
Участники олимпиады, уже ставшие студентами ведущих инженерных вузов страны, размышляют, как теория и практика помогли им «поступить правильно» и что оказывало большее влияние на их выбор.
Вероника Волкова, студентка МИСиС:
«В восьмом классе я абсолютно не знала, что делать со своей жизнью, даже не могла понять, гуманитарий я или технарь. В итоге решила, что гуманитарную составляющую смогу развивать всю жизнь, а технической надо учиться. Я стала бредить поступлением в МФТИ, искать олимпиады, которые помогли бы туда попасть, и наткнулась на информацию об олимпиаде.
В первый год я участвовала в направлении «Технологии беспроводной связи». Мы с одноклассниками собрали команду, прошли все туры и вышли в финал. В первый же день я познакомилась с руководителем космического профиля и поняла, что в следующем году хочу участвовать в этом направлении.
Через год я уже собирала антенны, занималась тем, что называется системами связи и дистанционного зондирования Земли.
На олимпиаде всегда можно было посмотреть, что делают люди на других профилях, и понять, куда ты хочешь попасть в следующий раз. Это огромный плюс. В итоге в третий раз я участвовала в направлении «Умный дом». Мы работали с датчиками, оптимизировали и упрощали процессы. Я поняла, что мне безумно нравится работать руками, общаться, а в МФТИ я буду сидеть без всего этого с кучей литературы. Участвуя в направлении по энергетике, я точно поняла, что мне нужно.
Так я поступила в МИСиС на «Электронику и наноэлектронику» и не пожалела об этом ни разу!»
Екатерина Григорьева, студентка Университета ИТМО:
«Несмотря на то, что с первого класса было понятно, что математика мне интереснее гуманитарных дисциплин, а самолеты важнее игрушек, я точно поняла, чем хочу заниматься, только когда сама окунулась в мир технологий и попробовала себя в роли разработчика.
Интерес к авиации появился в детстве, когда несколько раз в год мне удавалось попасть к маме на работу, посмотреть на самолеты.
Но по-настоящему я определилась с вузом и профессией на олимпиаде. Там мы работали с беспилотниками, компьютерным зрением, программировали микроконтроллеры, разрабатывали систему для поиска пропавших людей. В первый год участия я была призером, а в третий стала победителем.
Полученные 100 баллов пригодились, чтобы поступить в Университет ИТМО на факультет робототехники. Сначала я занималась фундаментальными вещами, но, поработав на олимпиаде с настоящими беспилотниками, поняла, что я практик, мне интересно прикладное. Иногда становится страшно, что я могла никуда не поехать и пойти абсолютно не туда, просто потому что мало что видела и пробовала».
Регистрация на Олимпиаду Кружкового движения НТИ.Junior для 5–7 классов открыта по ссылке до 27 октября. Регистрация на олимпиаду для учащихся 8–11 классов продлится до 30 октября, для студентов — до 15 ноября.
Олимпиада Кружкового движения НТИ проводится при поддержке «Российской венчурной компании» и Агентства стратегических инициатив. В этом году совместно с «Платформой НТИ» и АНО «Россия — страна возможностей» впервые открыто отдельное направление для школьников 5–7 классов.
Фото: пресс-служба Олимпиады НТИ