Сорвать маску! Кто они на самом деле, сказочные злодеи?
Пожалуй, самым ярким воспоминанием детства для каждого из нас являются мамины сказки.
Они-то и объединяют каждого ребенка с самого младенчества: некоторые матери рассказывают малышам народные сказки такими, какими услышали их от своих родных, а иные придумывают для полюбившихся персонажей новые приключения, но, так или иначе, в жизни каждого маленького человека появляются и Кощей Бессмертный, и Василиса Премудрая, и Баба Яга.
Злые и добрые персонажи мелькают перед нами на страницах детских книг и в киносказках, приобретая новые черты и подробности во внешнем виде и в характере. Но какими же были сказочные герои изначально, откуда взялись и кто послужил их прототипами?
«На самом деле народные сказки основаны на славянских мифах и верованиях. В каждом сказочном персонаже сосредоточились самые яркие черты языческих божеств, которым в незапамятные времена поклонялись наши предки.
Рассказывая своим малышам старинные сказки, мы совершаем благое дело – мы не только учим их простым истинам о добре и зле, не только позволяем им фантазировать и развивать свои творческие способности, но и передаем им драгоценные крупицы нашей культуры», – говорит Мария Подопригора, учитель изобразительного искусства, преподаватель частной школы для одаренных детей 4–10 лет.
Давайте разберемся в биографиях наших друзей детства, и начнем с лихой компании во главе с Бабой Ягой и Кощеем!
Баба Яга: злая ведьма или мудрая жрица?
Старая, страшная, сварливая колдунья с помелом, ступой и костяной ногой, живущая в самом дремучем лесу в избушке на курьих ножках, повелевающая всеми лесными жителями и не брезгующая детьми малыми и богатырями отважными в качестве обеда или ужина – именно такой предстает перед нами Баба Яга в большинстве сказок восточных, южных и западных славян.
Да-да, бабуся широко популярна не только в России, но и в Польше, Болгарии, Чехии и других славянских странах, и имя ее видоизменяется в зависимости от языка, но неизменно имеет в качестве корня слово «язва», которое идеально передает ее склочный, вредный и опасный характер.
Но давайте вспомним еще и такую подробность: иногда старая берется за ум и помогает добрым героям: то волшебную вещицу преподнесет, то совет добрый даст. С чего бы вдруг ведьме-отшельнице с каннибальскими наклонностями отступаться от своих пагубных привычек?
А все дело в том, что образ Бабы Яги сложился из образа славянской жрицы – хранительницы границы между царством живых и мертвых (славяне называли эти царства «явь» и «навь»), обладающей тайными знаниями и проводящей обряды инициации, во время которых дети становятся отроками, отроки – юношами, а юноши вступают во взрослую жизнь.
И даже внешний облик ее говорит нам об изначальном роде занятий: на связь с загробным миром указывает наличие у живой старухи костяной ноги, как у голого скелета, о безграничной мудрости и знаниях говорит умение общаться с животными и летать, а попытки посадить героев на лопату, дать путеводный клубок, попарить и помыть в семи водах, а еще меч-кладенец подарить – не что иное как способ направить их на верный путь, придать сил, внушить веру в себя.
Ведь вспомните – ни разу в жизни не съела Баба Яга Ивашку под простоквашкой, как грозилась, а вот помогала героям сказок неоднократно.
Кстати, больше о знаменитой старухе можно узнать тут:
Из детства во взрослую жизнь: о Бабе Яге и инициации
Кадр из фильма «Новогодние приключения Маши и Миши»
Бессмертный скелет, жадный до злата-серебра и чужих невест, великолепно владеющий мечом, черпающий невероятную силу в паре-тройке ведер простой воды, повелевающий всякой нечистью и явно любящий логические задачи, квесты и шарады (зачем бы иначе ему прятать смерть свою таким изощренным образом: в яйцо, зайца, утку и ларец?!).
И заметьте, каждый раз в сказке Кощей обитает в сказке где-то за тридевять земель – то есть убить зловредного колдуна то ли в голову никому не приходило, то ли силенок не хватило. И это неспроста.
Имя «Кощей» произошло от древнеславянского «кость» или «кощь» - оно подчеркивает чрезмерную худобу и скелетообразность, а кроме того, описывает нечто замерзшее, умерщвленное сильным морозом.
В славянской мифологии Кощей – один из сыновей самого страшного и злого бога Чернобога (двоих других сыновей – Горына и Вия - вы наверняка тоже знаете).
Кощей – повелитель лютого мороза и подземного мира мертвых, можно сказать он – славянский Аид, именно поэтому он практически непобедим, а до красавиц-невест охоч потому, что главной мечтой его было, есть и остается повелителем мира стать, землю умертвить и заморозить, навеки лишив солнца, весны и красоты.
Дело в том, что красивые девушки на Руси были олицетворением Лады – богини весны, любви и красоты. Именно поэтому Кощей всегда выбирал самую-самую, чтобы через нее всю красоту мира присвоить себе и сделать так, чтобы весна никогда не наступила.
Надо сказать, за девицами Кощей ухаживать умеет – не сразу их в лягушек да змей превращает. Жене своей, колдунье и воительнице Маре Моревне (в простонародье Мара, дочь Мора – богиня смерти), сделавшей его воинские доспехи неуязвимыми, Бессмертный выстроил подземный дворец из драгоценных каменьев…
Но постойте! Вечная мерзлота, царство холода, способность заморозить все живое, несметные богатства и терем хрустальный – да ведь это Морозко! Мороз-Карачун, вздорный и вредный старик, которому весеннее солнышко смерти подобно.
Могли бы вы представить, что Кощей и Мороз – одно лицо? А ведь так и есть. Мороз повелевает холодом, пургой и буранами, угодных одаривает по-царски золотом и каменьями драгоценными, а неугодных замораживает на веки-вечные. С возникновением новых и новых сказок образы Кощея и Мороза разделились.
Вздорный старик Морозко впоследствии и вовсе был наделен добрым нравом, женой красавицей-Весной и дочкой (которая в самой поздней трактовке стала внучкой) Снегурочкой и принялся ежегодно богатства свои несметные в подарки и сладости обращать да детям под Новый год мешками сносить.
Каков заложенный во все эти мифы вывод? Да что семья перевоспитывает даже отъявленных злодеев!
Больше о том, кто такой изначально Дед Мороз, можно узнать в нашей статье «Недобрый дедушка: мифы о Деде Морозе»
Уникальной способности Кота Баюна – заговорить собеседника, загипнотизировать своими бесконечными и увлекательнейшими рассказами и усыпить – может позавидовать любой иллюзионист.
Разница лишь в том, что злобный котище, в отличие от фокусника, преследует совсем не безобидную цель – он стремится усыпить бдительность лишь с целью расправиться с противником без пыли и шума.
Частенько в сказках болтливый кот живет в избушке Бабы Яги, выполняя сразу несколько функций: охраняет домашний очаг, является мощным биологическим оружием, а также – уникальным средством ото всех недугов, что бабусе очень выгодно в ее преклонном возрасте да с костяной ногой.
Интерес к Коту Баюну пробуждает именно его волшебное свойство – рассказывать (или по старинке «баять») целебные сказки и басни, которые способны не только излечить любую болезнь, но и отвести смерть.
Другой вопрос в том, что приручить исполинского и не в меру говорливого кота не так-то просто: мало того, что он может запросто усыпить собеседника, так еще и когти с клыками у него почище, чем у саблезубого тигра – не зря Иван-Царевич в одной из сказок для поимки Баюна надевает на себя три железных колпака, рукавицы и запасается огромными клещами и прутьями.
Откуда же взялась такая тяга заполучить в свой дом строптивого котика? Все очень просто: издавна кошки являлись творением бога Велеса, покровителя домашнего скота.
По легенде, Велес решил остановиться на ночевку в стогу сена, а краюху хлеба из его котомки съела мышь. Велес в сердцах бросил в норушку своей рукавицей, а та – возьми и обратись кошкой.
Славяне очень уважительно относились к кошкам, говорили, что «без кота и избы нет» и верили, что они защищают дом от нечистой силы, а своим мурлыканьем и привычкой дремать на руках у хозяев отгоняют недуги и немощи.
О том, как важны сказки, мы вам уже рассказывали. Не забудьте оценить наш труд:
Сказка как мостик в диалоге с ребенком
А вот еще мудрой маме на заметку:
Вредные сказки: что и почему нельзя читать ребенку до 12 лет