Школьная форма: зачем она нужна
Российские предприятия легкой промышленности предложили ввести единую форму для учеников младших классов по всей стране. Представители отрасли считают необходимым сделать школьную форму отдельным сегментом одежды и закрепить стандарты ее производства на законодательном уровне.
«Летидор» вспоминает, когда и где школьная форма появилась впервые, и рассматривает основные вехи в мировой истории.
С древнейших времён школьная форма была отличительным знаком высшего общества, ведь далеко не каждый мог дать своим детям образование. Это не просто атрибут образовательной системы, но ещё и древняя традиция, которая менялась вместе с развитием общества.
Когда появилась школьная форма
Определить «день рождения» формы практически невозможно, поскольку первые школы появились задолго до нашей эры. Уже к III тысячелетию до нашей эры во многих городах Междуречья были школы при храмах. Специальной формы у школьников не было, они должны были одеваться как будущие писари: в короткий хитон (подобие рубашки), кожаные доспехи с изящной отделкой из хламиды (плотная ткань). На Востоке такую форму тысячелетиями носили юноши, обучаемые наукам (девушки, как известно, долгое время не принимали участия в процессе обучения). Но уже тогда появились и особые знаки отличия. Например, в древней Греции ученики Аристотеля повязывали специальным восточным узлом галстуки и носили белые тоги, перекинутые через левое плечо.
Древние индийцы учились в так называемых «семейных школах». Ученики жили в доме учителя-отца и во всем ему повиновались. На академические занятия им полагалось приходить в дхоти курта — так называли костюм из двух элементов. Ноги и бедра оборачивали полоской ткани, наверх надевали рубаху, которая у разных каст отличалась цветом, пошивом и орнаментом. С развитием буддизма в I-VI веках дхоти курта сменили на курту и паджами — длинную рубаху и широкие штаны. Да-да, слово «пижама» пришло к нам из хинди и буквально обозначает «одежда для ног».
Что было с формой в Средние века
В средневековой Европе с упадком античной культуры начались «темные» времена для образования. Институты и школы были практически уничтожены. Избежали этой участи только церковные школы при монастырях. Форма в те времена представляла собой обычную монастырскую одежду. После тяжелых времен впервые школьная форма была введена в Англии.
С 1552 года появились Christ’s Hospital — школы для сирот и детей из бедных семей. Для учеников шили специальный костюм, состоящий из темно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колена. Эта форма существует и по сей день, только теперь её носят не сироты, а будущая элита Великобритании. Форма была утверждена на государственном уровне. В то же время дети из разных элитных школ придумали особые условные знаки, по которым ученики понимали место друг друга. Сколько пуговиц застегнуто на блейзере, как завязаны шнурки, под каким углом надета шляпа, как ребёнок держит школьную сумку (за одну ручку или за две) — все это были социальные маркеры, невидимые для непосвященных.
5 фильмов про учителей, о которых мечтает каждый школьник
Что со школьной формой в России
В России форма появилась в 1834 году с принятием закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров — студенческие и гимназические. Форма была военного фасона: фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Надо ли говорить, что мальчишки с гордостью носили такую одежду не только в школе, но и в повседневной жизни.
Девочки носили весьма строгий и скромный наряд — коричневые платья и фартучки. Одна цветовая гамма у каждого заведения, а фасон менялся в зависимости от моды. После революции школьную форму упразднили как элемент буржуазии. Время «бесформенности» длилось вплоть до 1949 года. Дальше гимнастерки сменили костюмы на четырех пуговицах, фуражка и ремень с бляхой. При этом прическа ученика непременно должна была быть «под машинку», как в армии.
В 1992 году под влиянием демократических идей школьная форма была официально отменена постановлением о правах ребёнка. Утверждалось, что каждый ребенок имеет право выражать свою индивидуальность так, как считает нужным. В 2012 году вновь был принят закон, вернувший школьной форме законный статус.
Зачем нужна школьная форма
Итак, в развитых европейских странах (таких, как Великобритания) форма — символ элитарности, принадлежности к высшему классу. Шьётся она из натуральных материалов, причем фасон разрабатывается для каждой конкретной школы и университета.
В США форма есть только в частных школах, а в государственных её нет. Но есть предпочтения, которые должны учитывать дети, когда выбирают одежду в школу: светлый верх, черный низ. Девочкам не разрешается надевать кофты на пуговицах и юбки выше колен, чтобы не соблазнять мальчиков. Наверх девочки надевают поло или футболку, вниз — брюки или юбку-миди.
В странах с тоталитарным режимом государственного управления (Сирия, КНДР, Китай) или со слаборазвитой экономикой (как Кения и Нигерия) форма, напротив, строго регламентирована для всех школ, шьётся из дешёвой ткани и призвана стереть классовые различия в обществе.
В России, несмотря на то, что школы обязаны вводить свой дресс-код, законодательно утверждённого вида формы не существует. С одной стороны, это объединяет школьников, с другой — оставляет некую свободу для самовыражения.