Образование

Шесть лет - пора в школу?

Шесть лет - пора в школу?

Кому будет легче влиться в школьный процесс - физически окрепшему семилетке, с которым занимались время от времени - или шестилетке, которого готовили к началу учебы каждый день в течение года-двух? Что должен знать и уметь ребенок, поступая в первый класс? Какие заболевания являются реакцией на ранний приход в школу - и можно ли изменить учебный процесс, чтобы таких реакций не было? Детский психолог, кандидат педагогических наук Майя Федорова и преподаватель младших классов Елена Кардиако обсуждают с "Летидором" особенности шестилетних и семилетних первоклассников.

Кому будет легче влиться в школьный процесс - физически окрепшему семилетке, с которым занимались время от времени - или шестилетке, которого готовили к началу учебы каждый день в течение года-двух?  Что должен знать и уметь ребенок, поступая в первый класс? Какие заболевания являются реакцией на ранний приход в школу - и можно ли изменить учебный процесс, чтобы таких реакций не было?

Детский психолог, кандидат педагогических наук Майя Федорова и преподаватель младших классов Елена Кардиако обсуждают с "Летидором" особенности шестилетних и семилетних первоклассников.

- Майя, я знаю, что вы против шестилеток за партами. Почему?

МФ: - Есть много причин. Например, в шесть лет кора больших полушарий мозга недостаточно созрела, поэтому ребенок не готов к произвольному поведению. Ему сложно выполнять инструкции, концентрироваться на заданиях учителя. У шестилетнего ребенка еще не окрепли мышцы рук, фаланги пальцев. Ему нельзя долго писать, иначе рука устает, напряжение переходит на диафрагму, малышу сложно дышать. (В течение урока надо делать несколько физкультурных пятиминуток). Когда сверхнагрузка повторяется изо дня в день, это может привести к очень печальным последствиям.

- Каким?

МФ: - Кто-то будет отставать и привыкать к мысли, что он двоечник и неудачник. У кого-то могут возникнуть проблемы, связанные с нервной системой: заикание, тики, энурез. Иногда дети реагируют школьным неврозом. Выглядит это так: утром у ребенка поднимается температура. Родители вызывают врача, начинают лечение, а настоящая причина – страх перед школой. Или перед строгим учителем, который стыдит ученика перед всем классом, называя, например, «черепахой» за то, что тот медленно пишет.

  • Но ведь перед поступлением в школу с малышом беседует школьный психолог. Дает свое заключение.

МФ: - Часто школьный психолог говорит, что ребенок еще не готов, стоит подождать годик. Но родители уже запланировали отдать ребенка в школу в этом году. Они настроились, и переубедить их невозможно. По нормативным документам школа не имеет права таким родителям отказать. Именно тут начинают возникать проблемы, с которыми приходят потом ко мне или к врачу.

Это момент, к которому родители должны отнестись очень серьезно. Не спешить, не гнаться за чем-то, а оценить готов ребенок каждый день трудиться или еще не очень готов.

- Елена, а как вы относитесь к мысли, что шестилетка физиологически не готов к школе?

ЕК: - Конечно, шестилетний ученик требует особого подхода. У него ниже способность концентрировать внимание, чем у семилетнего. Позвоночный столб еще слабенький. В семь лет дети намного крепче шестилетних.

Еще один важный момент: основной вид деятельности шестилетнего человека – это игра! Учитель должен понимать, что из 45 минут урочного времени использовать можно только 15 минут, максимум 20.

- А что делать в остальное время урока?

ЕК: - Играть! Наша система образования осталась той самой советской. Это неплохо, но это неплохо для семилетних детей. Двадцать минут – время, которое может работать шестилетка. А учитель выжимает его сорок пять минут. Программа плохо адаптирована под шестилетних детей. Хотя утверждается, что адаптирована. Я не вижу учителей, которые были бы профессионально подготовлены к работе с шестилетками.

- Как вы выходите из положения?

ЕК: – Сдвигаем парты и играем. Я работаю в частной школе, руководство дало мне добро. Мои ученики меньше и, возможно, хуже пишут, чем первоклассники в других школах, зато они лучше говорят и они любят ходить в школу. Важно, чтобы им нравилось учиться.

- А какое в вашем первом классе соотношение 6- 7- и 8-летних ребят?

ЕК: - Соотношение приблизительно такое: 50% семилетних, 10% восьмилетних и 40% шестилеток. Но у нас в частной школе дети более проблемные, чем в обычной.

- Моему ребенку сейчас пять с половиной. Если он пойдет в школу, через год, ему будет почти семь. А если через два пойдет – будет почти восемь. Может, всё-таки лучше, когда ближе к восьми?

ЕК: - Я считаю, что в восемь поздно. Он будет воспринимать объем информации быстрее других, и ему будет скучно на уроке. Когда ему станет неинтересно, он начнет издеваться над другими детьми. Он крупнее и сильнее других. Это тоже нехорошо.

- Я знаю, что еще зубы у малыша должны поменяться к первому классу. Если коренные есть, значит, товарищ к новой жизни готов! Это так?

МФ: – Да, хотя бы один зуб.

ЕК (смеется): - Представьте себе, приходят в школу два ученика. У одного зуб поменялся, но родители с ним совсем не занимались. А у второго еще нет коренного зуба, зато с ним читали книги, рисовали, обсуждали разные явления. Кроме того, этот ребенок уже живет по распорядку дня школьника. Кому из них будет труднее учиться?

- Наверное, тому, кто с зубом!

ЕК: – Большая проблема первого класса в том, что дети недосмотрены. Родители мало уделяли им внимания. Иногда возникает впечатление, что дети не нужны этим родителям. Взрослые заняты бизнесом, своими делами, они совсем не могут организовать ни уроки с детьми, ни прогулки. Они почти не общаются, не разговаривают со своими детьми!

МФ: - Согласна с Еленой. Часто в семье нет контакта между родителями и детьми. Поэтому я всегда советую взрослым отвести для ребенка хотя бы полчаса в день. Всего полчаса - не очень большая жертва! В это время по-дружески поговорить, расспросить, что с сыном или с дочерью произошло за день, что его обрадовало сегодня, что взволновало или, может быть, напугало. Вместе гулять, держаться за руки, смотреть друг другу в глаза, прикасаться друг к другу. Это очень важно для эмоционального состояния ребенка. Чтобы ребенок пошел в школу здоровым, ему необходим контакт со взрослым. Уверяю вас, ребенок будет просто счастлив, когда мама, наконец, окажется рядом и уделит ему внимание!

С другой стороны, я вот часто сталкиваюсь с противоположной ситуацией: родители слишком много занимаются с детьми - конечно, не сами, а с помощью репетиторов, секций, кружков и так далее. Это очень активные родители, которые обожают своего отпрыска. В школу отправляют обычно в шесть. Начинается школа, а родители добавляют еще бассейн, рисование, занятия в музыкальной школе. Перед нами неадекватные люди, которые не осознают, что дают ребенку нагрузку, с которой он справиться не в силах! Интересно, что часто их дети пассивные, медлительные, витают в облаках. Тут задача родителя - принять своего ребенка таким, какой он есть на самом деле.

- Елена! Знаю, что один ваш сын пошел в школу в семь, а второй в шесть. Кому было легче, кому трудней?

ЕК: – Мой старший сын пошел в школу в семь и у него были некоторые проблемы с адаптацией, потому что до этого мы жили заграницей. А младший пошел в шесть. Мы год целенаправленно занималась с ним – и он очень хорошо влился в школьную жизнь. Он был готов к школе. Учится прекрасно.

- А как эе нужно готовиться?

ЕК: - Если вы спланировали, что ребенок в шесть лет идет в школу, приблизительно за год надо переводить его на новый режим. Подъем в 7.30, водные процедуры, зарядка, завтрак и уроки дома. Важно научиться рано ложиться спать. Если такого режима не было, то период адаптации к школьной жизни будет вызывать истерики у первоклассника.

Все занятия по подготовке к школе – развивающие руку, логическое мышление – немного, по 15-20 минут – должны проходить утром. Потом прогулка. Обед…

- Что будущий первоклассник должен знать?

МФ: - Он должен уметь заштриховать фигурку, не заходя за контуры. Различать формы, цвета, размеры. Классифицировать и обобщать. Например: стул, стол, шкаф – как можно назвать одним словом? Или малина, клубника, вишня и горох – что лишнее? Знать где право и где лево. Названия времен года, дней недели, месяцев. Помнить свой день рождения, имена и отчества мамы с папой. Есть много пособий типа «Готов ли я к школе». Интересных книжек с прекрасными иллюстрациями. По ним можно заниматься. Компьютерные программы я не советую – вреда от них больше, чем пользы.

Такие домашние «уроки» совсем не должны напоминать школьные по формату. Они могут проходить на прогулке, в транспорте, на даче.

ЕК: – Часто родителям трудно организовать занятия дома. В таком случае можно заменить их дорожными занятиями. Идем на прогулку в парк. Считаем шаги, деревья, считаем птиц, сколько прилетело, сколько улетело. Смотрим на цвета машин. Элементарные вещи, но каждый день по десять-пятнадцать минут. Такие простые уроки очень мобилизуют.

- Ребенок должен уметь читать в первом классе?

МФ: – Не обязательно.

ЕК: - Я считаю, что важнее научить ребенка описывать простые картинки. Стоит читать детские книжки, смотреть хорошие мультфильмы и обсуждать вместе с ребенком. Это развивает мышление.

- Первоклассник должен различать лево и право?

ЕК: - Да, это тренируют уже в детском саду.

- Не заходить за контур фигурки в шесть лет?

ЕК: - Конечно, это же подготовка руки к письму. Самый важный момент. Потому что наша система обучения отличается, например, от голландской тем, что наши дети много пишут. Списывают с доски. На английском говорить не учат, приносят прописи и они опять пишут. Четыре урока, почти четыре часа они должны писать. Несчастные дети! Ведь им так хочется играть!

- Елена, я знаю, что вы преподавали в голландской школе. Расскажите, какая там система работы с самыми маленькими учениками?

ЕК: - В Голландии детей отправляют в школу в четыре года.

- Боже!

ЕК: - До этого с двух-трех они ходят в сад. Там воспитатель никогда не помогает ребенку, например, одеться. Малыш может надеть курточку шиворот-навыворот или футболку задом-наперед, и его никто не будет переодевать. Главная цель - добиться самостоятельности.

В четыре года начинается первый класс. У нас в первом классе учителя помогают детям переодеваться на физкультуру. В Голландии эта проблема решена намного раньше. Группы в саду и школе малокомплектные - до двадцати человек. Первые четыре года с четырех до восьми голландские дети на всех уроках что-то делают руками – нанизывают бусы, выкладывают картины из разных крупинок, склеивают рельефные аппликации, и вообще не пишут! Они начинают писать только в восемь лет! Остальные занятия связаны с отработкой мелкой моторики. Это было так удивительно для меня! К восьми годам маленькие голландцы готовы к письму.

- А если не заниматься, а просто год подождать? Ребенок за год в любом случае окрепнет! Ему уже не шесть, а семь!

ЕК : - Не представляю, как мои собственные дети пошли бы школу, если бы мы не занимались.

- Заниматься нужно каждый день в одно и то же время?

ЕК: - Если у ребенка нет настроения, можно отложить, поменять время. Но не переносить на другой день. И не пугать ни в коем случае! Каким ты придешь в школу? Тебя там засмеют!

Чтобы уменьшить школьные печали, надо работать до школы, и ваши усилия обязательно принесут прекрасные плоды. Они сделают вас и вашего первоклассника счастливыми!

_ Читайте также: _
Подготовка к школе: чему не учат на курсах
Необщее образование: место и время
Необщее образование: ближе, чем вы думали