Необщее образование: ближе, чем вы думали
Необщее образование: ближе, чем вы думали
Эта статья является продолжением моей предыдущей колонки, посвященной тому, как можно облегчить нагрузки "всеобщего" (и зачастую бесполезного) образования. Напомню, что основная идея - решить задачу системно, как решают технические и информационные задачи по перегрузке. В прошлой колонке я описал несколько трендов, связанных с альтернативной организацией места и времени обучения. А сейчас хочу пойти еще дальше - и поговорить про знания и умения, которые передаются без школьных учителей.
Эта статья является продолжением моей предыдущей колонки, посвященной тому, как можно облегчить нагрузки "всеобщего" (и зачастую бесполезного) образования. Напомню, что основная идея - решить задачу системно, как решают технические и информационные задачи по перегрузке. В прошлой колонке я описал несколько трендов, связанных с альтернативной организацией места и времени обучения. А сейчас хочу пойти еще дальше - и поговорить про знания и умения, которые передаются без школьных учителей.
Как вообще возник этот миф, что самое необходимое знание есть только у представителей определенной организации? Наверное, когда-то давно так оно и было: в неграмотной деревне появлялся грамотный человек и показывал, что его уникальное умение дает больше возможностей в жизни; "разница потенциалов" была очевидной. Но вместе с грамотой обычно распространялась и идеология, которая закрепляла веру в то, что именно эта система является носителем полезных знаний. А сильная вера, став религией-монополистом, зачастую приводит к тому, что люди игнорируют альтернативные решения, даже если они более эффективны.
(4) Копирование сверстников
То, что дети зачастую обучают друг друга лучше взрослых, я наблюдал многократно. Причины тоже очевидны. Во-первых, они говорят на одном языке. Во-вторых, копирование наглядной успешной деятельности сверстников имеет более очевидные стимулы, чем выполнение непонятных требований взрослых.
Мой старший до пяти лет не выговаривал букву "Р". В детском саду он ходил на занятия к логопеду, но делал это с явным неудовольствием, а повторять странные логопедические упражнения дома и вовсе не хотел. В общем, без толку. Однако после перехода в другой детский сад проблема решилась довольно быстро. Там в группе была девочка, которая немного картавила. А может быть, грассировала - не знаю, как это правильно называется. В общем, она говорила звук "Р", но как-то неправильно, слишком усиленно. И мой пацан начал ее копировать, это было очень заметно, как он вдруг стал пытаться "картавить" целыми днями. И буквально через пару недель у него уже выговаривалось собственное "Р".
Другая история - из собственного школьного опыта. В восьмом классе я поехал на областную олимпиаду по математике. Проходила она два дня, в два тура. Оказалось, что второй тур предполагает работу на калькуляторах. А я на тот момент ни разу ими не пользовался. Тем не менее, у моего соседа по комнате, тоже восьмиклассника, был программируемый калькулятор МК-61. И за один вечер один подросток легко обучил другого не только пользоваться калькулятором для отдельных операций, но и программировать его на всю катушку. К слову сказать, программирование в кодах МК-61, с его «обратной стековой записью» - это гораздо сложнее, чем все то, чему учат в "компьютерных классах" современной средней школы.
Ну да, гораздо чаще родители замечают, что дети научились от сверстников чему-то "плохому". Но это означает лишь, что при организации такого "альтернативного образования" нужен не просто школьный учитель как передатчик знаний. Здесь нужен организатор, который правильно соберет коллектив и создаст подходящую среду для горизонтального взаимообучения.
(5) Совместное обучение со старшими
Когда мы перевозим вещи со старой квартиры на новую и пытаемся минимизировать количество поездок, мы сначала загружаем в фургон крупные предметы мебели, а потом в свободные места запихиваем вещи поменьше. Это грубая метафора, но у наших предков она и работала буквально - младших детей оставляли со старшими просто потому, что некому было возиться с ними отдельно. И именно этот довод могут использовать сторонники раздельного обучения "по возрастам", когда критикуют "совместное обучение".
Но факт в том, что младшие гораздо лучше "въезжают" в новые знания и умения, когда они видят примеры старших детей - не взрослых, а именно детей на пару-тройку лет старше. Это все еще достаточно "горизонтальные связи", копирование себе подобных (о чем рассказывалось выше). Но при этом разрыв в возрасте ставит планку повыше, чем копирование сверстников.
Однажды по дороге с секции айкидо сын-первоклассник спросил меня, сколько будет семью семь. Я сказал, что знаю, но предложил ему самому ответить. К моему удивлению, через три минуты он ответил. Правда, первый ответ был неверный, но еще через минуту он исправился. Он считал в уме! Я предложил ему еще пару примеров. Он опять посчитал. "Неужели айкидо раскрывает какие-то невиданные математические чакры?", - удивился я.
Через день, когда снова была секция, я понял, в чем дело. В раздевалке после айкидо ребята постарше (третий-четвертый класс) хвастались, кто лучше знает таблицу умножения. Они давали друг другу задания - и моментальные ответы. А мой первоклашка - самый младший в секции. Он еще не знает, что умножение заучивают по таблице. Он думал, они и вправду так быстро считают. Ну и сам научился умножать в уме.
У совместного обучения есть вот какой минус: если младшие в группе "подтягиваются" за старшими, то старшие, наоборот, могут "скатываться" к уровню младших (в поведении как минимум). Очевидно, что старшим нужны свои "более старшие" как пример для подражания.
(6) Ближние взрослые
Аналогия с загрузкой фургона не учитывает того, что информация как груз является более "гибкой", чем физические предметы. Поэтому для облегчения нагрузки на информационные каналы и хранилища применяются более разнообразные методы. Например, в компьютерном мире используется «кеширование». Данные, которые запрашиваются часто, копируются в некий промежуточный буфер (кеш), который находится "ближе к месту работы", чем основная память. Когда вы в Интернете регулярно запрашиваете одну и ту же веб-страницу, ее необязательно каждый раз качать с удаленного сервера - если копия этой страницы сохранилась в кеше (на промежуточном сервере или на вашем компьютере в кеше браузера).
Не знаю, применял ли кто-нибудь эту идею к анализу "высоконагрузочных" образовательных процессов. Но некоторые вещи можно заметить сразу. Система общеобразовательных школ является чем-то вроде "кэша" общих знаний. Раньше плюс такого кэширования был очевиден: не надо было посылать детей в метрополию, чтобы они научились читать и писать. Однако теперь эти знания доступны не только в школе; они с избытком "кэшированы" в окружающей культуре. Обучить чтению может любой ближний взрослый.
А некоторые могут обучить и таким вещам, которым не учат в школе. Родители и другие родственники могут показать ребенку свою профессию. Или вот няня, которую позвали просто присматривать за ребенком - а она, оказывается, еще знает иностранный язык. Все подобные знания и умения - локальны, в быстром доступе, без лишних поездок и прочих затрат. Эдакий альтернативный "кеш".
До появления общего образования люди именно так и учились. Так появлялись профессиональные династии. А если родители понимали, что обучить ребенка чему-нибудь полезному дома не получается - отдавали его в ученье кузнецу или другому местному ремесленнику, которого считали мастером своего дела. И он обучал ребенка своей профессии - опять-таки, в близком контакте. Да, возможно, мастер не блистал широтой кругозора, и в его уроках не хватало общего образования...
...то есть именно того, что сейчас в избытке окружает нас даже без школ. И инструменты для поиска есть. Мы давно умеем с помощью Интернета находить квартиры с заданными параметрами в заданном районе города. Что мешает найти человека с нужными знаниями? Может быть, он ваш сосед по подъезду.
(7) Я сам: гены и способности
Многие мои знакомые увлечены "развитием" своих детей. Но если присмотреться, развивают они не самого ребенка, а некий собственный образ успешного человека. У кого-то есть четкое представление о самых полезных или выгодных занятиях (потерявший работу папа-инженер отправляет ребенка получать диплом экономиста), кто-то переносит на детей личные психотравмы (мама была влюблена в латиноамериканца, отправляет дочку на курсы танго).
Подозреваю, что все это является следствием большого мировоззренческого стереотипа под названием "tabula rasa". Эта концепция, придуманная еще Аристотелем, предполагает, что ребенок рождается на свет "чистым листом". Какие "слова" запишут на нем взрослые, то и будет его способностями.
Но Аристотель ошибся, я знаю это наверняка. Мои дети умеют скручивать язык трубочкой, хотя никто их этому не учил. Они умеют с рождения. А я не умею. Очевидно, что в них заложено еще множество разных способностей. Если бы знать эти способности и наклонности, можно было бы сэкономить и время, и нервы, и деньги на обучение. Согласно современным исследованиям, гены играют в жизни человека куда более серьезную роль, чем обучение.
Недавно я общался на эти темы с доктором биологических наук Александром Марковым, лауреатом премии "Просветитель", автором бестселлера "Эволюция человека". Полное интервью будет на "Летидоре" несколько позже, а пока скажу только одну вещь. Александр Владимирович довольно скептически парировал многие футурологические идеи, с которыми я к нему приставал. А вот на вопросе о генах и способностях он очень оживился. Если вкратце, его резюме таково - это сейчас самый "горячий фронт" науки о человеке. Уже определено множество генов, которые связаны с различными наклонностями людей (например, "ген авантюризма", обладатель которого скорее станет путешественником или спортсменом-экстремалом, чем оседлым фермером). И видимо, довольно скоро результаты таких исследований можно будет использовать для улучшения процессов образования.
Конечно, гены не диктуют точное "приложение" врожденных особенностей – окружающая среда и воспитание играют свою роль. Здесь могли бы помочь тесты, применяемые уже в процессе воспитания детей. Меня всегда удивляло, почему разнообразные экзамены и тесты в школах используются только для того, чтобы выявить соответствие "общим стандартам". С введением ЕГЭ мы еще дальше погружаемся в эту "индустрию усреднения", результаты которой не нужны обучающимся - они нужны только самой системе образования, которая должна так-то отчитываться за проеденный бюджет.
Между тем, грамотное тестирование могло бы решать более полезную задачу: выявлять индивидуальные способности и наклонности учащихся - и предлагать им более подходящую программу.
Минус этой идеи в том, что сама по себе "наука о способностях" пока развита плохо. Лично я очень настороженно отношусь к современным тестам, особенно к психологическим. Не секрет, что большинство психологов - это ловко замаскированные психопаты, не имеющие научного бэкграунда.
Да и проявляются способности по-разному в разное время и в разных средах. Люди, ненавидевшие математику в школе, вдруг становятся успешными бизнесменами: что это значит? Не раскрытые ранее способности (плохой учитель), или совсем другие способности (умение общаться), или просто случайное везение?
Тем не менее, я думаю, что выявление некоторых мета-способностей (без конкретного приложения) возможно и в раннем возрасте. Это конечно не означает, что после такого теста ребенок должен заниматься только одним предметом. Однако сократить нагрузку общего образования в этом месте можно.
На этом мой общий обзор направлений "образования будущего" пока заканчивается. Дальше будем разбирать отдельные тренды более детально, на практических примерах. Впрочем, возможно, я не учел какие-то еще интересные направления. Если вы такие знаете - расскажите в комментариях.
Читайте также: "Необщее образование - место и время"