Образование

Рисуем с детьми: дома, в школе, во дворе

Рисуем с детьми: дома, в школе, во дворе

В современном мире цифровых устройств ребенку порой бывает трудно выкроить время для бумаги и старых добрых цветных карандашей. Так как научить детей рисовать и привить любовь к этому занятию?

Рисунки: Женя Кац и дети

Пока я была маленькая, я очень любила рисовать. Мама показала мне в два года, как рисовать солнышки и ёлочки, домики и человечков - и я штамповала их в больших количествах. Со временем рисунки мои ушли от первых шаблонов, и я стала сочинять свои истории с картинками и текстами, сама сшивала маленькие книжечки, и прорисовывала в них каждую деталь. Мне нравилось придумывать персонажей и рисовать про них свои самодельные книжки. Любимыми героями моих книг были девочки Морковочка и Редисочка.

Когда я пошла в школу, оказалось, что в школе на уроках рисования нет места фантазии и свободному творчеству. В итоге всю начальную школу у меня было две "четвёрки" - по русскому за помарки и кривой почерк, и по ИЗО - за то, что рисую не то и не так.

К счастью, школьные уроки не отбили полностью мою охоту рисовать, и со временем я сама вернулась к творчеству. Однако с тех самых пор я ходила и всюду искала подтверждения тому, что учить рисовать можно интересно, с выдумкой, и без насилия.

Огромное влияние на меня оказали книги Лены Макаровой "Освободите слона" и "Лето на крыше". Тоненькие брошюрки из серии "Слона" от "Педагогического факультета" были зачитаны мною до дыр - столько в них было свободного творчества, уважения к детям и их решениям.

В итоге я начала вести занятия для мам с двухлетками, и показывала мамам и малышам, как приятно бывает возиться с красками или пластилином - просто так, ради процесса, и как здорово создавать всякую красоту своими руками из чего попало - из гороха, фасоли и пшённой крупы, из обрезков глянцевого журнала или из пластилина и грецкого ореха.

Сегодня мне часто приходится даже останавливать мам, которые так увлекаются, что отнимают у малыша кисточку, и начинают делать всё сами. Они не наигрались! И у них редко есть возможность, время и силы на то, чтобы просто поиграть с художественными материалами - ради процесса, без определённой цели.

Потом я пошла в среднюю школу №200 и там три года вела ИЗО-студию в начальной школе. Мне хотелось показать детям, что они все умеют рисовать, и, в то же время, что в рисовании главное - уметь видеть красивое - и этому радоваться.

Задания, которые я предлагала детям, были самые разные. Иногда это были игры на развитие фантазии. То мы "оживляли" круги или квадраты, превращая их в детали узнаваемых картинок. То играли с кляксами, превращая их в деревья или драконов. Иногда мы рисовали "красивое и "непонятное", стараясь найти удачные сочетания цветовых пятен.

Многие дети с огромным удовольствием придумывали свои орнаменты, попутно обсуждая симметрию и ритмичность линий в рисунке.

Некоторые уроки мы проводили не в классе, а на улице - например, у нас было несколько уроков, посвящённых деревьям. И мы эти деревья сначала лепили, отделяя от толстого ствола всё более и более тонкие ветви, а потом уже их рисовали. И ещё мы на улице рисовали портреты каких-нибудь конкретных кустов или деревьев - а потом искали - кто что рисовал.

Я старалась дать детям почувствовать радость от процесса, и в то же время, построить свои уроки таким образом, чтобы им приходилось знакомиться с разными материалами, с разными техниками и приёмами. То мы рисовали на маленьких квадратиках 10 на 10 см, то на листах А3 или даже на ватмане. То брали гуашь, то пастель, то уголь, то перья.

На улице мы рисовали общую картину - острова и корабли, зверей и птиц на островах, рыб и китов в морях. Это было не только творчество, но и взаимодействие через рисунок.

Многие дети были в восторге от... копирования картин с репродукций известных художников. Они сами удивлялись, насколько удачными получались эти копии!

Иногда я давала детям какие-нибудь задания-парадоксы, скажем, нарисовать "яблоко и радость" или "сапоги и печаль". Дети сами приходили к выводу, что настроение проще всего передать при помощи оттенков и ритма.

Когда дети получают удовольствие от процесса, и сами придумывают сюжеты своих картин, они начинают спрашивать взрослого: "А как это нарисовать?" или "Как мне получить такой оттенок?" Это намного важнее - дождаться того момента, когда дети сами попросят "Научи меня сделать так!" или спросят "А как ты это делаешь?".

Если же начать с рассказа о техниках и со скучных заданий, то подобные вопросы могут не возникнуть вовсе, а охота к творчеству может исчезнуть.

Рисуйте рядом с детьми, рисуйте вместе с детьми - и радуйтесь процессу!

Автор:Женя Кац