«Перестаньте мучать ребенка развивашками»: колонка мамы дошкольника
Все должно быть с пользой — это девиз современных родителей. Ни один час в жизни ребенка, даже если это дошкольник, не должен пройти впустую. Только знания. Только занятия. Только хардкор.
Если книжка — то она должна учить. Если прогулка — то формировать кругозор. Если поход в кино — то ребенок должен обязательно вынести из него какой-то урок. А как же иначе? Развлечения давно перестали быть просто развлечениями, что говорить об образовательных занятиях в детских центрах и детских садах: отдавая туда ребенка, родители рассчитывают получить на выходе как минимум кандидатов наук.
Дошкольники, по мнению многих мам (и, к сожалению, не только мам), должны уметь читать, писать, решать простые математические задачи.
Многие из родителей не задумываются, что математические задачи — это совсем не то, что должен решать дошкольник.
Гораздо важнее для него развиваться физически (бегать, прыгать) и играть.
Если пичкать малышей информацией сверх нормы, то из них вырастут «ходячие энциклопедии», но абсолютно неприспособленные к жизни.
Психофизиологи бьют тревогу. Дети к 1 классу приходят вооруженными до зубов знаниями, но при этом не обладают необходимыми для обучения в школе навыками.
Как это? — спросите вы. Что это за навыки? Разве не достаточно умения читать и писать?
Грамотные специалисты ответят, что чтение и письмо по своей значимости стоят в ряду навыков дошкольников на последнем месте.
Гораздо важнее, чтобы ребенок умел завязывать шнурки, собирать портфель, следил за временем и делал другие вещи, которые, кажется, должны прийти к человеку сами по себе. Но нет.
Дети тоже учатся им. Учатся долго и упорно и, что важно, через игру и участие в домашних делах.
Ребенок перебирает гречку и учится сосредотачиваться на деле (привет, концентрация!). Ребенок моет посуду и понимает, что у занятия бывает начало и завершение (привет, логическое мышление!). Ребенок помогает маме загружать стирку, мыть свои ботинки после прогулки, а потом ставить их к батарее, чтобы высохли (привет, причинно-следственные связи!). Ребенок играет и учится в игре договариваться, конфликтовать, отстаивать свои границы (привет, разные сценарии, с которыми человек столкнется в дальнейшем!) и так далее. Родители часто не осознают, что ребенку не надо специально придумывать развивашки.
Достаточно просто включать малыша в семейную жизнь. Это будет лучшим (и самым бюджетным!) вариантом развития.
Пожалуйста, не засаживайте своих малышей за учебники, откажитесь от штудирования алфавита и таблицы умножения, оставьте иностранные языки до того времени, пока ребенок сам не заинтересуется этими занятиями.
Иначе у малыша будет уходить огромный поток энергии на учебу, и ему не хватит сил на игру, эксперименты, общение — на то, что уже сейчас закладывает фундамент для успешной жизни.
Фото: VOSTOCK