Образование

О чем нужно обязательно успеть поговорить с ребенком до 6 лет

О чем нужно обязательно успеть поговорить с ребенком до 6 лет

В развитии ребенка есть определенные фазы, когда он лучше усваивает и закрепляет ту или иную информацию. Поэтому очень важно успеть обсудить с малышом какие-то вещи, пока он не успел достичь того или иного возраста. Сегодня «Летидор» и психолог Жанна Кривуля рассказывают, о чем надо успеть поговорить с ребенком до шести лет.

Ребенок – это маленький человек. Он совершенно беспомощен, когда попадает в наш мир, но при этом открыт ему и готов впитывать в себя все, словно губка. Именно поэтому и для этого с младенчества и до сознательного возраста рядом с малышом постоянно находятся родители, которые всеми силами стараются оградить свое чадо от невзгод и дать ему все самое лучшее, что есть в жизни человека.

Рядом с мамой ребенок узнает, что такое хорошо и что такое плохо, учится делать выбор между добром и злом, защищать слабых, отстаивать собственное мнение без применения силы и искренне любить. И, как всегда, главное, не упустить время и заложить в ребенка все необходимое. что он должен усвоить в том или ином возрасте. Мы вам уже рассказывали, о чем нужно непременно успеть поговорить с ребенком до трех лет.

Волшебное слово: о чем поговорить с ребенком до трех лет

А теперь давайте поговорим о том, что нужно объяснить ребенку в период с трех до шести лет. И поможет нам в этом психолог Жанна Кривуля:

«В возрасте шести лет у ребенка формируется осознание себя как отдельной от родителей личности. Если родители остаются у него в авторитете, то он явно копирует их поведение, так происходит «закладка» на будущее: как он будет вести себя со сверстниками и противоположным полом.

Это тот уровень, когда можно объяснять и показывать примеры взаимоотношений с другими членами сообщества не только в рамках семьи. В этот период ребенок активно познает мир и различные аспекты жизнедеятельности (как устроено человеческое тело, откуда берутся дети, что такое смерть), и задача родителей – сделать этот период ярким, информативным и безболезненным».

Сказка о добре и зле

Мы с детства рассказываем детям сказки, в которых в той или иной мере фигурируют добро и зло, и чтобы научить малыша различать, что хорошо, а что плохо и подтолкнуть его к выбору, что добрым быть лучше, чем злым, в сказках побеждают положительные герои.

Чтобы научить ребенка применять добрые навыки на деле, мы стараемся ставить перед ним несложные задачи: хорошо себя вести, делиться игрушкой на детской площадке, есть кашу. За выполнение этих задач ребенок получает определенный бонус: подарок или похвалу. Если же малыш делает что-то плохое: капризничает, обижает сверстников, рвет книжки или ломает игрушки – мама делает замечание, ругает.

Из такой поведенческой модели малыш делает вывод, что хорошие поступки вознаграждаются, а плохие влекут за собой наказание. Другими словами, он познает добро на довольно примитивном уровне, который подразумевает личную выгоду: если делать добро и быть хорошим – тебя любят, если же быть злым – тебя ругают.

В возрасте до шести лет мы не можем говорить о нравственном поведении ребенка, ведь он еще такой маленький и не может оценивать ситуацию со стороны, примерять на себя чувства другого человека. Все, что он может активно воспринимать и перенимать, – это поведенческую модель родителей.

Купить и скачать

Научить ребенка добру, дружелюбию и отзывчивости можем только мы сами. Для этого нам стоит быть чуть более открытыми и внимательными к окружающему миру, и малыш с радостью будет подражать своим родителям.

Иванушка, Серый Волк и Василиса: чем полезны для детей герои русских сказок?

Чтобы в доме царили гармония, любовь и взаимоуважение, семья должна иметь четкую иерархию, которую знают и признают все ее члены. Ведь семья – это маленькое государство, а значит, в нем должна быть собственная конституция.

Конечно же, малышу до шести лет совершенно не понятно это странное слово на «и», но зато он прекрасно может понять, принять и запомнить, кому в семье какая роль отводится. Превратите эти объяснения в увлекательную игру, во время которой малыш узнает, как можно больше о каждом члене семьи.

К примеру, папа – глава семьи, он принимает важные решения, зарабатывает деньги и является защитником каждого члена семейства, мама – хранительница домашнего очага и уюта, которая знает все на свете, поэтому к ней всегда можно прийти за советом, а также за вкусной едой и волшебной сказкой.

Бабушка умеет вязать самые красивые и «некусачие» свитеры в мире, а также делать молоко с медом, от которого тут же исчезает простуда и снятся самые яркие и увлекательные сны. Старший брат – пример во всем, он отличник, спортсмен и музыкант, а значит, у него всегда есть, чему поучиться. Все эти члены семьи – взрослые, а значит, их нужно слушать, тогда все будет хорошо, а дома всегда будет весело и уютно.

Малышу очень важно понимать, что взрослые занимают более высокую ступень в семейной иерархии, но не потому, что он, ребенок, чем-то хуже их, а потом,у что они ответственны за его развитие, воспитание и реализацию в жизни. Взрослые в семье должны быть открыты для дружелюбного, демократичного диалога с ребенком, тогда он будет впитывать их лучшие качества и когда-нибудь сам встанет на высшую ступень иерархии в собственной семье.

К шести годам стоит поговорить с ребенком и о таком важном вопросе, как зарабатывание денег. И пусть ваш малыш еще плохо считает и пишет, вопрос трат и заработка должен быть понятен ему на его уровне. Расскажите ему правдивую сказку о том, кем папа и мама работают и что можно купить, получив зарплату.

Постройте свой рассказ таким образом, чтобы ребенку было интересно и чтобы он увлекся идеей, что если не покупать все те мелочи, которые встречаются семейству во время прогулки и которые так хочется разом получить маленькому любителю безделушек и сладостей, то можно получить более значительный бонус: поехать отдыхать всей семьей на море, получить подарок мечты на день рождения, завести щенка, вылечить бабушку, чтобы она снова могла печь пироги и рассказывать сказки.

Заведите ребенку копилку, с помощью которой он будет откладывать деньги на заветную мечту. Дайте малышу понять, что деньги не даются просто так: время от времени вознаграждайте его за выученный стишок, убранные игрушки или соблюдение правил гигиены.

Обратите внимание: деньги не должны стать основным вознаграждением за примерное поведение и успехи, иначе у ребенка сложится стереотип, что за любое действие он получит заветную монетку, а если монетки не увидит – не будет делать добрых дел. Нужно приложить максимальные усилия, чтобы такой поворот событий исключить.

Боязнь смерти посещает детей в возрасте примерно четырех-пяти лет, причем она может выражаться абсолютно бессознательно. Малыш может подолгу не засыпать, опасаясь, что больше не проснется, или ни на шаг не отходить от родителей, боясь, что больше их не увидит.

Если в вашей семье случилось горе – скончался кто-то из близких или же умер домашний питомец – не стоит скрывать правду от детей. Прежде всего потому, что детям нельзя давать пустых обещаний, которые в будущем могут ранить еще сильнее, чем правда здесь и сейчас («попугайчик улетел к своей семье в гости, но скоро вернется» – плохой и неправдоподобный вариант).

В возрасте до шести лет представление детей о том, что такое «навсегда» и «никогда», довольно размытое. Поэтому следует сказать ребенку о том, что кого-то очень важного теперь больше не будет рядом. В таком сообщении есть несколько нюансов: говорите с ребенком спокойным голосом, постарайтесь избежать трагичных ноток и интонаций и чересчур бурных эмоций. Отлично подойдет версия, встречающаяся во множестве фильмов и мультфильмов: тот, кого больше нет, будет всегда любить тебя и поглядывать на тебя с неба.

В таком случае ребенок не будет чувствовать себя покинутым, к тому же эта информация может мотивировать его на добрые дела. Если разговор происходит в верующей семье, можно сказать, что умерший обратился в ангела и теперь будет незримо охранять малыша от невзгод и злых помыслов. Информацию о рае и аде лучше оставить на потом.

Стоит ли брать ребенка с собой на похороны или на кладбище, личное дело каждой семьи. Но не забывайте о том, что дети довольно впечатлительны, а так любимые всеми дразнилки и пугалки только усугубят впечатление от увиденного.

Тема сексуального воспитания и познания собственного тела всегда вызывает священный трепет у мам, ведь это личное и совсем не для детей. На самом деле это не так: ребенок сексуален с рождения. Он сосет материнскую грудь, трогает себя в младенчестве, находя рецепторы удовольствия и внимательно рассматривает себя в зеркале, сравнивая с мамой и папой.

Купить

Тактильное изучение собственного тела происходит в возрасте от полутора до двух лет и не должно вызывать тревоги у матери. Ребенок просто пытается понять, как он сложен и за что отвечает каждая часть его тела.

В три-четыре года малыш начинает интересоваться половой идентификацией. В этот момент нужно объяснить ему, чем мальчики отличаются от девочек, а если случилось так, что в семье ожидается прибавление, рассказать, откуда берутся дети (нет-нет, не про аиста и капусту, про мамин животик, в котором ребенок зарождается благодаря родительской любви).

Подробности же полового акта, как и его цели, которые не всегда заключаются в деторождении, лучше приберечь на школьный период, классу ко второму-третьему.