На своем месте: 4 вдохновляющие истории молодых учителей об их работе
Не всем школьникам повезло учиться у настоящих учителей, поэтому многие из них считают, что работа педагога скучная и однообразная. Когда приходит время выбирать вуз, будущие выпускники часто рассматривают обучение в педагогическом как запасной вариант. Подают туда документы на «всякий случай» — чтобы не терять время, если не пройдут в вуз мечты.
Но ведь учитель — одна из самых интересных и крутых профессий, которую только можно придумать. В качестве подтверждения мы собрали несколько историй молодых учителей, которые горят свои делом, не спят по ночам, часами готовятся к урокам и искренне обожают детей.
Мы задали им всего один вопрос: «Что вдохновляет вас на маленькие ежедневные подвиги?» И вот что получилось.
Ирма Деркач, учитель биологии школы № 1 города Козельска, участник программы «Учитель для России»
Когда мы обсуждали этот вопрос с коллегами, я поняла, что многие из них находят вдохновение в работе с интересующимися ребятами, ведении олимпиадных кружков. Кому-то не сдаваться в трудные времена помогает подготовка к исследованиям и конкурсам. Но это не моя история.
Я не веду кружок, на олимпиаду готовлю только по запросу. За второй год в школе я поняла, что меня здесь держит совсем другое. Мне кажется, что как учитель я гораздо больше нужна детям, которые не показывают каких-то особенных успехов в моем предмете.
Например, в одном из классов учится девочка, которая весь прошлый год никогда и ничего не писала на уроках, потому что не успевала.
Из-за этого у нее были проблемы абсолютно по всем предметам, задания девочка выполняла только дома вместе с мамой.
Последний урок биологии в учебном году был посвящен работе с микроскопами. И тут я слышу от нее: «Ура, микроскопы!» И вдруг она сама работает с микроскопом, сама зарисовывает препарат и в итоге пишет лабораторную на четверку. Вот такие моменты меня вдохновляют.
В моей практике есть несколько примеров таких позитивных перемен. Когда поначалу ребята по разным причинам не делали ничего — им было страшно или неинтересно, они могли привыкнуть к ситуациям неуспеха на других уроках — а потом они начинали проявлять инициативу, работать вместе с классом.
Пусть они не стали звездами биологии, зато научились чувствовать свой прогресс и, может быть, впервые увидели, что у них в школе что-то получилось.
Еще один пример.
Девочка, получив результаты самостоятельной (у нее была пятерка), подошла ко мне и сказала: «Вы ошиблись».
Пришлось перепроверить работу при ней, чтобы убедиться, что там все верно. «Твердая пятерка», — но девочка не верила в свой успех: по другим предметам ей всегда ставили тройки. Она настолько привыкла к этой оценке, что ничего другого уже не ждала.
Когда она поняла, что я не передумаю, что пятерка заслуженная, она недоверчиво посмотрела на меня, засмеялась и убежала. В этом году, когда эта девочка получает четверки, она подходит ко мне и спрашивает, что не так, где у нее ошибки, что надо исправить… То есть человек поверил, что он может работать так, что его работа будет признана.
Мне нравится искать у детей сильные стороны.
Другая девочка не готова выступать на уроках, но зато она пишет прекрасные сочинения. Проблема в том, что у нее плохой почерк, большинство учителей просто перечеркивают ее работы, а я сижу, разбираюсь и понимаю, что там интереснейшие мысли. Отмечаю на полях, пишу, что здесь хорошо выстроена логика, здесь удачный пример — и тогда она видит, что я не просто жалею ее, поставив хорошую оценку, а что ее работа заслуживает похвалы.
Кирилл Загустин, учитель истории и обществознания из Санкт-Петербурга, автор Телеграм-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович»
Могу просто описать сегодняшний день. Суббота. Я поспал четыре часа, потому что всю ночь готовил для детей игру, посвященную годовщине снятия блокады Ленинграда. Днем мы с ребятами три часа разгадывали кроссворды, проходили викторину, мастерили модели бронетехники, которую использовали в блокадное время. Последним конкурсом был лабиринт, прохождение которого символизировало прорыв блокады. Дети разделились на несколько команд и должны были вместе в полной тишине преодолеть последнее испытание. Некоторые делали это с закрытыми глазами. Каждый раз перед тем, как очередная команда подходила к лабиринту, я рассказывал им о том, почему важна память о блокадниках.
Переживания момента были очень глубокими — когда я несколько раз повторил одно и то же, глаза были на мокром месте…
Я потратил много энергии, но потом, на закрытии игры в актовом зале, когда дети радовались и благодарили учителей, ко мне вернулось втрое больше сил, чем я потратил на подготовку и проведение мероприятия.
Мне кажется, что в школе очень важно уделять внимание мировоззренческому вопросу. Важно уже сейчас знакомить детей с правильными ориентирами. Они могут прийти к ним сами в 20 или 30 лет, но кто знает, что они натворят до этого времени, если мы не покажем им верное направление для развития?
В этом и заключается сверхзадача учителя.
Иногда утром я прихожу в школу с мыслью о том, как бы пережить день.
Каждый раз тревожусь, получится ли провести урок по-настоящему, не просто в десятый раз отбарабанив материал. А потом я вкладываюсь в урок, появляется удовлетворение, чувство, что жизнь проходит не зря. Думаю, что именно ради этого чувства учителя (и я в том числе) готовы не спать по ночам, работать в выходные и постоянно самосовершенствоваться.
Екатерина Букреева, учительница английского языка лицея №3 города Липецка
Почему мне нравится быть учителем? В первую очередь потому, что я заново открываю для себя радость познания. Другая мотивация – это когда ученик, еще вчера не понимающий разницу между «настоящим простым» и «настоящим длительным» (речь о названии времен глаголов в английском – прим. редактора), сегодня выходит к доске и безупречно выполняет задания на эти времена. Это радость от общения, от решения совместных задач, будь это подготовка к творческому конкурсу или сбор макулатуры.
Это, в конце концов, осознание того, что все твои усилия не напрасны, и некая частичка тебя остается в сердцах воспитанников.
Так, например, однажды я отругала особенно расшалившийся класс. Это услышал мой бывший ученик, который сейчас учится в десятом классе. Он подошел ко мне на перемене после этого урока и сказал: «Екатерина Евгеньевна, ну что же вы так из-за них разнервничались? Себя совсем не бережете! Хотите, я с ними разберусь? А то я, как услышал, что вы на них ругаетесь, сразу вспомнил, как вы с нами в прошлом году намучились, совестно стало».
И пусть порой я не уверена в себе и своих действиях, ведь я работаю всего лишь второй год, в этот момент я поняла, что делаю все правильно.
Виктория Васильева, учитель истории и обществознания из Москвы
Звук будильника – набатный колокол, начало нового дня. Понедельник, вторник, среда — мои дни давно измеряются уроками.
Первый урок у 7 «Б», второй – у одиннадцатого, большая перемена, потом десятый, девятый, шестой….
Будни превращаются в набор детских лиц, в темы, которые нужно объяснить, в оценки, которые нужно выставить.
Понедельник, вторник, среда.
Каждый день не похож на другой. Каждый понедельник каждой недели – новое открытие большого мира для маленьких людей.
Каждое «Так в России произошла первая революция» имеет собственный почерк, округлившиеся глаза, хмурые складки на лбу, сострадание и восторг от нового знания.
Это то, почему я здесь.
Чтобы узнавать вместе с ними мир заново каждый день.
Фото из к/ф «Общество мертвых поэтов»