На первом месте — патриотизм: 3 причины внимательно изучить ФГОС начальной школы
Тому, кто осилит 29 страниц ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) начального общего образования, можно сразу давать первое место в олимпиаде по криптографии. Потому что прочитать с первого раза этот документ, а тем более разобрать, что в нем написано, получится далеко не у каждого. Здесь есть все, что затрудняет чтение и понимание написанного: нагромождение существительных, длинные предложения (перечитывая которые запутываешься еще больше) и другие обязательные атрибуты официального стиля.
А между тем, ФГОС — один из главных документов, которым работники образования, то есть администрация школ и учителя, руководствуются в обучении и воспитании наших детей.
Так что, по-хорошему, любому родителю будущего первоклассника надо прочитать, что учителя на протяжении четырех лет будут вкладывать в голову его ребенку.
Многие не придают особого значения таким документам. А зря. Ведь в них можно найти кое-что интересное.
А именно…
Главное – любить Родину
Согласно ФГОС, личностными результатами ученика, должны стать, в первую очередь, не развитие самостоятельности и познавательного интереса, а «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности».
В «портрете выпускника начальной школы» ведущей личностной характеристикой школьника составители ФГОСов называют умение любить свой народ, край и Родину.
Читайте также
Пока в других странах на естествознании дети учатся раздельному сбору отходов и познают основы экологической грамотности, наши учителя должны рассказывать младшеклассникам об «особой роли России в мировой истории», воспитывать чувство гордости за национальные совершения, открытия и победы.
Ради справедливости, скажем, что во ФГОСах есть пункт об основах экологической грамотности, но патриотизм все равно стоит на первом месте.
Оценивание одних только знаний должно остаться в прошлом
В документе есть отдельный пункт, который диктует, как должна быть устроена система оценки результатов детей.
Сейчас в наших школах повсеместно используется пятибалльная шкала (на деле — трехбалльная, потому что колы и двойки давно никто не ставит), которая оценивает, насколько хорошо ребенок усвоил предмет.
Но во ФГОСах написано, что образовательному учреждению следует выработать такую систему, которая позволит оценивать не только предметные результаты, но «метапредметные и личные результаты» ученика.
Слова очень важные и нужные. Это означает, что школа должна не только контролировать академический прогресс детей, но следить за достижениями каждого ребенка и внимательно относиться к его индивидуальным образовательным потребностям.
Написано хорошо. Но много школ вы знаете, где оценивают «метапредметные результаты» детей? Мы — нет.
Диджиталу дорога
Современная школа переходит на новую ступень цифровизации. Согласно ФГОСу, учителя должны использовать на уроках цифровые фотографии, элементы мультипликации и все, что может сделать их урок интереснее.
Но вот беда: педагоги из небольших городов и сельских школ не всегда имеют доступ к новым технологиям, а из технических «новинок» у них есть только фильмоскоп и, если очень повезет — проектор (один на всю школу).
Средний возраст учителя по России — 52 года.
На шестом десятке непросто осваивать что-то новое, особенно то, что касается технологий. Поэтому родителям не очень-то стоит надеяться, что школа научит ребенка компьютерной грамотности, а уроки будут наполнены информационно-коммуникационными технологиями. Так что остается надеяться только на себя.
Фото: visualrian.ru, Vostock photo