Пятёрка за экзамен, двойка за жизнь
© Фото: Иван Ерофеев
История о том, как небольшая команда молодых людей придумала встречи для школьников, на которых помогает ребятам узнавать реальный мир.
Участник проекта «Учитель для России» Наталья Гарист — о том, как разжечь в детях огонь познания.
Как я решила вернуть детям мотивацию к учёбе
Год назад я начала преподавать французский в обыкновенной московской школе. И тут же столкнулась с проблемой: у детей отсутствовала мотивация к изучению моего предмета. Я поняла, что французский неактуален для них. Ребята не видели, как применить в жизни те знания, которые получали от меня на уроках.
Тогда возникла идея пригласить к ним людей, которые уже несколько лет работают по профессии, любят своё дело и могут поделиться с детьми, как они применяют языки в жизни.
Я попросила знакомых носителей французского, норвежского, немецкого, испанского, итальянского языков приехать ко мне в школу и рассказать о тех преимуществах, которые они получили, изучая язык. Они рассказывали, почему стали заниматься языком, как связывают его с работой, используют в путешествиях. Плюс научили школьников паре фраз на языках.
С этого начался наш «Калейдоскоп» — проект познавательных встреч для школьников с представителями разных профессий и путешественниками.
Мы поставили задачу — направить фокус внимания детей на те сферы жизни, о которых в школе говорить не принято. Принято готовиться к экзаменам, много заниматься. А вот как с этими знаниями жить дальше, мало кто рассказывает.
Мы ищем спикеров, которые «болеют» своим делом
Сейчас в нашей команде три человека. Встречи мы устраиваем в основном в тех школах-участниках проекта «Учитель для России», где у нас есть знакомые учителя.
Мы заранее определяем тему встречи, находим подходящих спикеров, связываемся с ними по скайпу два раза перед встречей.
В первый раз обсуждаем, почему они хотят выступить перед детьми. Важно, чтобы люди были не случайные, а те, кто действительно «болеет» своим делом. Если человек нам подходит, мы ему рассказываем про формат встреч. Во второй раз мы проводим онлайн-репетицию выступления. На ней мы подсказываем спикеру, как лучше выстроить ход встречи, на что обратить внимание. Многие из выступающих не были в школе 10-15 лет после своего выпуска, никогда не выступали перед детской аудиторией. Поэтому для некоторых спикеров это погружение в школьную среду и общение с детьми становится необычным и важным опытом.
Про формат встреч
За один час спикер встречается с тремя группами школьников. Каждая сессия длится 20 минут. 5 минут — знакомство, 5 минут отводим на актуальные вопросы по теме, 10 минут — интерактивная часть, содержание которой определяет выступающий. Это может быть небольшая ролевая игра, какая-то другая активность. Важно, чтобы школьники были вовлечены в процесс лекции. Ведь встречи проходят после уроков, когда ребята устали.
20 минут — время, за которое реально держать внимание школьника. Этот формат непрост для спикера, но для детей динамика имеет большое значение.
Один школьник может посетить лекции только трёх спикеров (даже если их больше). В итоге получается час полезного общения с двумя перерывами.
Про трудности организации
Самая сложная часть нашей работы — сделать так, чтобы дети пришли на наши встречи. Мы считаем, что школьников не надо ни к чему принуждать. Проблема в том, что дети настолько привыкли к скучным мероприятиям в школе, что не верят учителям, когда они говорят: «После школы будет интересная встреча». Но тут в бой вступает администрация. Через неё мы распространяем приглашения для детей, за неделю до очередного «Калейдоскопа» развешиваем яркие плакаты, на которых печатаем забавные факты по теме лекций. Например, когда у нас была встреча с путешественниками, мы сделали постеры с фактами из книги рекордов Гиннесса о путешествиях.
Правда, если ребенок в ходе встречи понимает, что ему это неинтересно, он может спокойно уйти во время перерыва. Но такие случаи можно пересчитать по пальцам. Как правило, дети, которые пришли, остаются до конца.
Про обратную связь и разрыв шаблона «школа-университет-работа»
Дети, к которым мы приезжаем, предварительно знают, какие спикеры будут выступать, но не знают, на какую лекцию попадут именно они. Об этом им становится известно непосредственно перед лекцией. Каждый ребенок получает индивидуальный маршрут, согласно которому он посещает аудитории, где его ждут разные спикеры. Это делается не только для того, чтобы сохранить интригу до последнего момента, но и побороть те стереотипы, которые уже сложились в представлениях школьников в рамках заданной тематики.
Иногда мы спрашивает у школьников, с представителями каких профессий они хотели бы встретиться. Например, на «Калейдоскоп» по профориентации мы позвали специалистов творческих профессий. Дети хотели увидеть актрису, психолога. Также к нам пришли программист, ювелир, менеджер по продажам в сфере высшего образования, волонтёр.
Все эти люди рассказывали мощные положительные истории, которые помогают им любить свою профессию и заниматься ей несмотря ни на что. Часто спикеры переворачивают с ног на голову представление школьников о своём деле. Я вижу, как дети внимательно слушают, задают вопросы, после встречи подходят ко мне, чтобы взять контакты спикеров.
В Интернете сейчас можно найти всё что угодно о разных профессиях, но большая часть таких историй остаётся для детей «мёртвыми». Тут перед школьниками стоят «ожившие книги» — люди, рассказы которых воздействуют гораздо сильнее любого текста.
Многие истории разрывают привычный шаблон: чтобы состояться в профессии, надо сначала хорошо учиться в школе, потом поступить в университет. Перед ребятами стоит человек, который ещё 10 лет назад переживал из-за своих двоек-троек в школе, не окончил университет, но успешно устроился в жизни, рассказывает про любимую работу.
Наша образовательная система не одобряет такие истории, но они есть. Их много. Ведь в школе детям забывают рассказывать, что в первую очередь важно быть счастливым и открытым к тем возможностям, которые предоставляет мир.