Образование

Ловкие пальчики: развиваем мелкую моторику

Ловкие пальчики: развиваем мелкую моторику

Мелкая моторика – это координация движений мелких мышц в пальцах рук, при этом арсенал движений довольно обширен: от хватания, пинцетного захвата до точечных манипуляций. Детство является критическим периодом для развития мелких мышц в кистях рук и пальчиках.

Ловкость и проворство рук напрямую связаны с речевым центром, поэтому так важно развивать мелкую моторику рук. В повседневной жизни мы используем мышцы пальцев и рук постоянно, когда:

– завязываем шнурки – застегиваем пуговицы, застежки, молнию – рисуем и  раскрашиваем – пишем – разрезаем ножницами – расплачиваемся монетами – открываем замки – переворачиваем страницы – пользуемся отверткой – и, конечно, печатаем на компьютерной клавиатуре. 

В этом обзоре собраны разнообразные игры и упражнения по развитию мелкой моторики для всех возрастов, от самого рождения до средней школы. 

До 3 лет:

Массаж

Массируя тело малыша, уделите внимание ладошке и пальчикам. Нежно нажимайте на кончики пальцев, круговыми движениями разминайте ладонь.

Пальчиковые игры – самый простой способ развивать мелкую моторику. Играть в них можно где угодно: в гостях, дома, на улице, в дороге. «Сорока», «Ладушки» и другие традиционные потешки вы, наверняка, помните со времен своего детства. Огромный репертуар пальчиковых музыкальных игр есть у Железновых – например,  диск  «10 мышек» очень популярен у малышей. А вот одна из  любимых пальчиковых игр – «Кошка»:

_Вот кулак (загибаем свой кулак), __А вот – ладошка (показываем на  ладошку малыша).__На ладошку села кошка (кладем кулак на ладошку ребенка).__И пошла, пошла, пошла ( шагаем по руке ребенка своими пальцами)_Мышку там она нашла (щекочем).

Как только ребенок перестал тянуть все подряд в рот, можно приготовить соленое тесто для лепки. Для этого вам понадобится:

  • 350 г простой муки
  • 2 столовые ложки масла
  • Несколько капель пищевого красителя
  • 2 столовые ложки соли, чтобы тесто долго хранилось
  • Немного воды (100 мл) 

Смешайте все  ингредиенты в миске до образования однородной тягучей массы. Хранить тесто лучше в целлофане в холодильнике, иначе оно испортится или засохнет. 

С тестом можно делать всякие разные манипуляции – месить, мять, тыкать пальчиками, рвать, раскатывать.  Это поистине универсальная развивающая моторику штука. Поэтому тесто полезно всегда иметь в «запаснике». Дети могут возиться с тестом для лепки долго и с удовольствием. 

Родитель может показать основные действия: оторвать, слепить, раскатать. Когда к трем годам координация малыша разовьется, можно добавить скалку, формочки для печенья, камни, ракушки. 

Печенья, хлебцы, кубики сыра, ломтики огурца, морковки – идеальная пальчиковая еда. Малыш учится навыкам самообслуживания и одновременно оттачивает захват, ведь морковку нужно с тарелки схватить и положить в рот. 

Пальчиковое рисование – отличный способ развивать движение пальцев и координацию рук. До года дети, как известно, готовы размазывать что угодно - кисель. молоко, недоеденную кашу и йогурт. Пусть себе размазывают.

Годовалые карапузы способны получать удовольствие от настоящих пальчиковых красок. В качестве поверхности для рисования подойдёт бумага – рулон или старые обои, разложенные на полу. Для рисования лучше завести специальный фартук с рукавами или одежду, которую не жалко испачкать.

Так как в этом возрасте малыши все пробуют на зуб, при играх малыша с мелкими предметами – крупой, бусинами, мозаикой – обязательно должен присутствовать взрослый. Родители обычно хорошо знают своих детей, и способны оценить, потянет ли малыш в рот всякую всячину. Своему ребенку я доверяла мытые монеты уже в полтора года. Он обожал складывать их в копилку и мог это делать часами. 

Однако если размер предметов вас все-таки беспокоит, то подождите с мелочевкой до трех лет. Пусть ребенок трогает шишки, камушки, крупную чистую гальку, ракушки и палочки. Отличными объектами для «манипулятора» являются матрешка, деревянные пирамидки, кубики.  

от 3 до 6 лет:

Хотя дети этого возраста уже умеют держать кисточку, время от времени им полезно давать возможность рисовать пальцами и руками.  Купите пальчиковые краски или накройте стол пленкой и разрешите детям рисовать по столу гуашью.  Подобное обычно требует координации обеих рук.

Мария Монтессори 100 лет назад придумала целый комплекс «рамок» для обучения навыкам самообслуживания – со шнурками, пуговицами, кнопками, молниями. Это замечательное пособие, вы можете купить такие рамки или сделать самостоятельно. Для этого на пяльцы или деревянную рамку надо натянуть курточку с застежкой или пуговицами.

Возраст пазлов – от 3 до 6. Пусть у ребенка будет доступ к самым разным пазлам – плоским и объемным.

Тренировка шнурования ботинок, а также курток ветровок, и не только своих, но и кукольных - вполне практичный способ развития пальчиковой чувствительности и активности.

Тесто в этом возрасте по-прежнему должно быть в свободном доступе. К соленому тесту можно добавить пластилин и глину.

Вам понадобится пена для бритья и  вертикальная поверхность, например:

  • стеклянная дверь

  • уложенный на бок стол

  • мольберт  

  • магнитная доска

Вам придется следить за тем, чтобы малыш не тер глаза руками, вымазанными кремом. Просто не оставляйте малыша наедине с пеной. Пену для бритья лучше выдавить в чашечку, чтобы малыш мог запускать пальцы или весь кулачок и рисовать по поверхности. Если вы добавите несколько капель красителя, то пена станет цветной.

Это упражнение очень полезно для малышей, потому что, рисуя на вертикальной поверхности, они держат руку несколько иначе, чем при рисовании за столом или на полу. Мышцы кисти таким образом укрепляются, и тем самым мы готовим руку к письму.

Часто родители боятся острых предметов и лишают детей возможности приобретать важнейшие навыки. Научите ребенка обращаться с ножницами: сначала правильно и безопасно держать их (осторожно, не махая перед носом, не совершая резких движений), носить ножницы (зажав лезкие в кулаке, аккуратно ходить, не бегая), передавать ножницы из рук в руки.

Когда правила безопасности усвоены, давайте малышу резать бумагу, картон  и ткань. В продаже есть специальные книги для тренировки навыков владения ножницами с забавными рисунками (серия «Кумон»). Можно также легко сделать свои шаблоны: нарисуйте маркером линии, по которым ребенок будет разрезать. 

Среди дошкольников эти приборы - самые популярные. Чаще делегируйте свои полномочия – позвольте ребенку разложить фрукты для полдника всем, кто за столом, попросите помочь повесить белье с помощью прищепок.

Пипетки и подкрашенная вода, щипцы и пинг-понговые шарики, щипцы и пробки – все это проверенные упражнения для развития мелкой моторики.

Крупная неострая игла,  яркая шерстяная нитка и картон с проколотыми дырочками: вот вам и готовое пособие для «кройки и шитья». В cадиках Монтессори дети регулярно шьют – вне зависимости от пола. Трехлетние дети «прошивают» линию, через полгода уже могут обшить шаблон кругом, со временем  шаблоны становятся сложнее: вышивать можно буквы, цифры и узоры.

от 7 до 12 лет:

Я научилась вязать в семь лет: помню, как это было трудно и мучительно. Зато даже сейчас, после многолетнего перерыва, взяв в руки крючок, я быстро вспомнила, как это делается. Вязание универсально и для девочек и мальчиков. Вяжите вместе смешных игрушек, японских монстриков – сегодня в сети полно видеоинструкций, как это делать.

В детских секциях по скалолазанию и в детских яхт-клубах детей учат вязать узлы. Увлекательное занятие для подрастающих школьников, к тому же развивающее мелкую моторику.

« Лего». А еще магнитные конструкторы, «Меккано», «Капсела». Вот где простор для фантазии и возможности повозиться с мелкими деталями.

Если конструкторы – это сборка, то детям школьного возраста рекомендуется еще разбирать разные приборы. Во-первых, чтобы понять, как они устроены и как работают. А во-вторых, конечно, для развития мелкой моторики. Разбирать можно тостеры, магнитофоны, принтеры, радиоприемники, магнитолы. Лучше, если взрослый будет присутствовать при «разборках»- для инструкций, комментариев и безопасности.

Так как у детей этого возраста руки уже достаточно развиты, они справляются со сложными занятиями, как вырезание по дереву. Перочинный ножик и обилие веток и коряг открывают массу возможностей для оттачивания движений пальцев и синхронных, скоординированных действий.