Все, что вы хотели знать о классах коррекции
«Будешь так себя вести — отправишься в коррекционный» — эту фразу хоть раз в жизни слышал каждый школьник. Классами коррекции пугали и учеников, и их родителей, забывая об изначальном назначении этого направления. Сейчас, когда «классов здоровья» становится все меньше, «Летидор» разбирается, что же это такое, откуда взялось и стоит ли бояться подобных «угроз».
История коррекционных классов
Коррекционные классы (ККО) — часть образовательной системы, направленная на обучение детей с особенностями развития. Они создаются на базе обычных средних школ и преподают в них те же самые педагоги.
Первые коррекционные школы появились в Европе в середине XVI века, а в Российской Империи классы специального образования открылись в 1797 году. В СССР классы для детей с физическими и психологическими особенностями развития в общеобразовательных школах появились в 1923-1924 гг.
Все школы коррекции делятся на восемь типов, в зависимости от проблемы, которую предстоит решать.
I — для неслышащих детей;
II — для слабослышащих и позднооглохших детей;
III, IV — для детей с нарушениями зрения разной степени;
V — для детей с тяжёлой речевой патологией;
VI — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
VII — для детей с задержкой психического развития, поддающейся коррекции;
VIII — для детей с умственной отсталостью.
Абсолютное большинство классов коррекции, действующих на базе общеобразовательных школ России, относится к VII типу.
Задачи и особенности классов коррекции
«Классы здоровья», существующие в общеобразовательных школах сегодня, призваны решать не столь глобальные задачи. Они созданы для обучения детей, не справляющихся с программой по состоянию здоровья или в связи с особенностями развития.
Чаще всего ребенка переводят в класс коррекции после 1-2 лет обучения в обычном, когда становится понятно, что воспринимать поступающую информацию наравне с одноклассниками он не способен. В этом случае комиссия из психолога, коррекционного педагога и логопеда должна аттестовать ребенка и информировать родителей о необходимости перевода.
Не стоит думать, что в этом случае школьник получит меньше знаний или «испорченный» аттестат. На самом деле программа включает абсолютно те же самые объемы знаний и перечень предметов, вот только занятия идут дольше, содержат спортивные перерывы, игры и отдых. Кроме того, в класс коррекции ходит от 5 до 15 человек, то есть учитель сможет уделять в несколько раз больше времени каждому воспитаннику.
Помимо преподавателя в классе находится еще один педагог, чья должность звучит как «освобожденный классный руководитель». Его задача — не в объяснении материала, а в работе с детьми, наблюдении за ними, решении возникающих сложностей или конфликтов.
Как правило, группа коррекции — это временная мера, и уже к 5 классу дети догоняют сверстников и переводятся к ним снова. Независимо от того, сколько лет шло коррекционное обучение, в аттестате это не будет указано и на возможностях дальнейшего обучения не отразится.
Показания для перевода в коррекционный класс
Несмотря на то, что решать вопрос о переводе ребенка в ККО должна комиссия, чаще всего решение принимается только одним учителем начальных классов или классным руководителем.
Если вы категорически против перевода ребенка в класс коррекции, альтернативой может стать другая школа или обучение на дому. Хотя ситуацию сложно назвать приятной, не стоит видеть в ней лишь негативные стороны — за предыдущие четверти вы сами могли заметить, что ребенок не тянет общую программу, а ККО даст шанс это исправить.
Все случаи индивидуальны, однако чаще всего в коррекционные классы отправляются дети со следующими проблемами:
- Задержка психического развития (ЗПР) конституционального происхождения, то есть наследственная, повторяющая одного или обоих родителей;
- ЗПР соматогенного происхождения, связанная с длительными и тяжелыми заболеваниями, перенесенными в раннем детстве и оставившими последствия, снижающие работоспособность (приступы головной боли, утомляемость);
- ЗПР психогенного происхождения — проявляется у здоровых детей, воспитывающихся без родителей и в проблемных семьях;
- ЗПР церебрально-органического происхождения, которые возникают у детей во время внутриутробного периода развития из-за болезни матери или ее же вредных привычек.
Перспективы ККО в России
За два десятилетия своего существования число коррекционных классов в России выросло в сотни раз. Однако именно в последние годы в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах их численность стала снижаться. Связано это с очередной реформой образования, а точнее — с одним из ее постулатов, предполагающим обучение всех детей вместе, без исключений по уровню развития и особенностям психики.
Аргументы «за» очевидны — слабым ученикам будет на кого равняться, сильным будет кого подтягивать. И сторонниками этой позиции являются большинство родителей, которым сложно признать, что их ребенок не такой, как все. А вот аргументы «против», которые чаще всего звучат из уст психологов и педагогов, отличаются куда большим разнообразием.
Например, педагог-психолог Татьяна Лазарева считает: «Проблемы детей, нуждающихся в переводе в ККО, невозможно решить одной только мотивацией или наглядным примером отличников. Ведь речь идет не о лени или низкой заинтересованности, а о более материальных сложностях, которые под силу лишь специалистам. В классах коррекции с детьми работают психологи, логопеды, дефектологи; формируется доверие к учителю, используются индивидуальные методики для каждого малыша. Лишенный всего этого ребенок замкнется в себе или начнет проявлять агрессию, и уж точно не будет даже пытаться освоить учебный материал, в результате чего останется на второй год или будет переведен в другую школу. Сейчас, когда огромное число детей приходит в школу с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, классы коррекции — это зачастую единственный способ донести школьную программу и выровнять всех учащихся».
Читайте также:
Воспитываем живописца: сколько стоит собрать ребенка в художественную школу
3 главных недостатка круглых отличников
5 самых эффективных способов сохранить детские поделки