Образование

Хватит навязывать своему ребенку навыки, которые ему не пригодятся: колонка мамы

© Shutterstock/VOSTOCK

История читательницы о том, как родителям важно слушать своих детей, чтобы помочь им с профессиональным самоопределением.

К нам в редакцию часто приходят письма от родителей, педагогов, психологов, которые делятся своими историями и советами о воспитании, образовании, защите прав детей.

Мы считаем, что этот опыт может быть полезным для наших читателей, поэтому каждую неделю выбираем лучшие колонки и публикуем их на сайте.

На этот раз мы делимся историей руководителя сети детских развивающих центров города Иваново и мамы школьника Натальи Петровой о том, как важно отходить от шаблонов, которые диктует нам общество, и слушать детей.

Наталья Петрова

Недавно ко мне в руки попал Атлас новых профессий Сколково. В нем приведен список профессий, которые будут востребованы к 2030 году, когда наши дети закончат обучение и пополнят ряды трудящихся.

Информация, которую я там нашла, загнала меня в невеселые думы. В списке профессий не было ни юристов, ни экономистов, ни бухгалтеров, ни других привычных нам специальностей.

Все, что можно автоматизировать, — будет автоматизировано.

Мы видим этот процесс уже сейчас в крупных компаниях. Высокоточные операции делают роботы. Мощные компьютеры работают без устали, заменяя собой тысячи штатных рабочих. Возможности 3D-моделирования вообще сложно представить: уже в наше время в Японии дом площадью 200 кв. м печатается на таком принтере и возводится чуть ли не за сутки. Вот же оно — будущее уже рядом!

Все очевидней становятся пробелы нашей системы образования: мы отправляем детей в вузы, потому что для нас это показатель чего-то важного — пресловутого уровня, интеллекта, собственной порядочности и состоятельности в качестве хорошего родителя. Даже понимая, что 5 лет обучения не дадут ребенку ничего полезного и актуального и не гарантируют трудоустройство и востребованность на рынке труда через несколько лет, мы все равно настаиваем на поступлении.

И через 5 лет мы получаем готового, профессионального безработного с красным дипломом.

Как вам перспектива? Так что уже сейчас надо задуматься о будущем наших детей и пересмотреть свои взгляды на профориентацию. От теории пора уходить к практике — формировать вовремя нужные навыки и умения, интеллект. Растить не «ботаника» с энциклопедическими знаниями, а живого, гибкого человека с высоким уровнем эмпатии, развитым критическим мышлением.

© Shutterstock/VOSTOCK

Как бы нам ни хотелось, выживут на рынке труда не все. И ключевыми фигурами там будем не мы, а наши дети — поколение Z.

Эти дети выросли в обнимку с мобильным телефоном, они прекрасно ориентируются в интернете, доступ к которому мы так отчаянно пытаемся им ограничить.

Количество получаемой ими информации превышает все допустимые нормы. Но они не знают, что может быть по-другому.

Да, они ленивы, память неважная (зачем запоминать, когда все можно найти в интернете), их сложно заинтересовать, удержать внимание, надо постоянно переключаться и переключать их. Они не умеют уважать старшее поколение автоматически, их уважение надо заслужить. Они не будут сидеть 20 лет на нелюбимой работе. Они быстро понимают, что оценки ничего не значат и ничего не показывают, практическое применение полученных знаний — важнее и нужнее.

Они быстры и привыкли работать в режиме многозадачности. Они все знают про новые технологии и умеют ими пользоваться лучше учителей. Они заточены на узкопрофильное направление и постоянно ищут новую информацию именно в своей теме. Корона на голове, правда, не спадает — дефицита-то они уже не видели, у них с детства было все, поэтому напрягаться не собираются.

Но эта позиция заставляет мозг работать и придумывать нестандартные способы облегчить жизнь себе любимому.

А мы им все учебники печатные подсовываем да навыки ненужные развиваем. Типа хорошего почерка, зубрежки длинных нудных параграфов с датами и пересказ у доски. И понимаем ведь, что мир меняется стремительно, что роботизация и автоматизация — даже не будущее, а самое что ни на есть настоящее. Но упорно продолжаем навязывать ребенку высшее образование, которое не пригодится ему в жизни. Этот шаблон сидит прочно в голове у нашего поколения и портит жизнь всем вокруг.

Два года назад у сына начались кулинарные приступы. Он готовил и пёк ежедневно и с удовольствием по видеорецептам. Получалось почти всегда хорошо. Иногда — совсем гадко. Мы ели, хвалили, радовались. Но когда деть заявил, что ни в какой 10 класс он не пойдет, а сразу в кулинарный техникум, меня шлепнуло об стену. Подавив в себе возмущенное кудахтанье («Как это — техникум? А высшее? У нас никого в семье без высшего образования нетууууу»), я приняла валерьянку и поговорила с мужем.

© Shutterstock/VOSTOCK

Мы рассудили, что пусть из него выйдет хороший кондитер, нежели 231-й по счету в выпуске юрист.

Все больше говорят о том, что многие профессии в том виде, в котором мы знаем их сейчас, постепенно уйдут.

Останутся и будут цениться превыше опыта и диплома навык быстрой адаптации к новым условиям, эффективная коммуникация и высокая способность к обучению.

Приведу пример.

Человек видит, что полученная профессия бухгалтера не приносит ему ожидаемого результата — морального и финансового. Вместо того, чтобы страдать и сокрушаться на тему вселенского несовершенства, он анализирует рынок, понимает, что SMM-специалист получает в разы больше, работая удаленно, идет на курсы и через три месяца получает работу своей мечты. Уйдет с рынка через 10 лет такая специальность — пожалуйста, зато инженер-конструктор умного дома будет нарасхват. И опять, получив не просто диплом, а конкретные навыки, соединив их со своими, ребенок окажется впереди планеты всей. И так — до пенсии. Предполагаемой, конечно, потому что гарантии, что она будет у наших детей, нет никакой.

Я руковожу большой сетью развивающих центров. Мы стараемся идти в ногу со временем, поэтому в нашей сетке расписания постоянно появляются как новые, так и незаслуженно забытые (но актуальные!) сейчас курсы.

Киберэлектроника — вместо кружка радиоэлектроники. Столярная мастерская. Робототехника и конструирование. В летнем лагере мы устраиваем смену скаутов — чтобы дети и костер могли развести, и дрова найти, еду элементарную приготовить и за собой порядок навести.

Мы учим детей работать руками и головой дальше, веря, что без этого в будущем — никуда. Да и нам надо меняться уже сейчас. Не глаза закатывать, а подумать над своим обучением. Не телек по вечерам смотреть, а новые каналы для развития искать: читать, изучать, анализировать, постоянно повышать уровень собственной экспертности. Не гаджеты у детей отбирать, а вместе использовать с удовольствием все достижения человечества. Не вздыхать про потерянное поколение, а надеть джинсы и освоить соцсети, дабы быть на одной волне и говорить с ними на одном языке.

Пойдемте учиться! Новым профессиям и навыкам.

© Shutterstock/VOSTOCK

Творчеству и программированию. Танцу живота и тета-хилингу. Управлению персоналом и скрапбукингу. Всему, что помогает нам прожить полноценную, счастливую, позитивную жизнь.

Тогда и через 20 лет мы точно сможем, поскрипывая, идти в ногу со временем, оставаясь востребованными не только на рынке труда, но в глазах наших детей — людей будущего.

И повторю свой любимый лозунг — хватит растить менеджеров! Дайте ребенку не «хорошее образование в лучшем вузе», а профессию будущего!

Фото: Shutterstock/VOSTOCK

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «В Контакте» и «Одноклассниках»!