Как влюбить ребенка в историю: отвечает учитель Тамара Эйдельман
Даже такой интересный предмет, как история, некоторые учителя умудряются превратить в преподавание безликих фактов и цитат, которые дети вынуждены зазубривать в свободное время. О том, как сформировать у школьников представление, что на самом деле история — одна из самых увлекательных учебных дисциплин, мы поговорили с Тамарой Эйдельман, заслуженным учителем России, заведующей кафедрой истории гимназии № 1567, постоянным лектором «Прямой речи» и учителем истории и географии онлайн-школы лектория.
С чего начать родителю, который хочет, чтобы его ребенок заинтересовался историей?
Наверное, самому почувствовать, какая интересная штука — история. Если родители сами будут читать книги об истории (пусть взрослые), обсуждать между собой (и в присутствии ребенка) исторические вопросы, то и ребенок увидит, что это что-то важное и нужное. В общем, не навязывать и даже не предлагать, а просто самим жить с историей.
Как просто ответить ребенку на вопрос «зачем мне учить историю»?
Учить не так уж важно (хотя домашние задания надо делать), а знать историю, как и все остальные знания, нужно просто потому, что это очень интересно. Все, никаких больше объяснений: это про людей, а про людей всегда интересно.
Самое скучное в уроках истории — зубрежка дат и имен, можно ли сделать их изучение увлекательным?
Зубрежка ничего не дает, и все зазубренное быстро забывается. А вот если посмотреть на даты и постараться увидеть в них логику событий — почему это было раньше, а то потом? Может, есть связь? Если имена — это не просто набор букв, а за ними стоит человек — с его внешностью (найти портрет), с его судьбой, то уже будет легче.
Надо ли, например, в начальной школе рассказывать про устройство государства в Древней Руси? Как должна меняться подача материала в зависимости от возраста ребенка?
Мое глубокое убеждение — детям можно рассказывать обо всем. Надо только уметь подать — не давить терминами и какими-то сухими деталями. Государство на Руси — да запросто!
Благодаря каким предметам можно сделать изучение истории более интересным? Например, привязывать изучение истории к географическим открытиям, каким-то литературным произведениям — используете ли вы такие приемы в своей работе?
Конечно использую. Задаю детям читать художественные произведения, где дело происходит в изучаемую эпоху, смотреть фильмы — пусть они «ненаучны», но создают образ эпохи, а это для меня важнее.
Нужно ли обсуждать с детьми историю начала XXI века? На какие источники опираться, если ты как родитель сам не вполне понимаешь, что происходит?
Если сам не понимаешь, то так честно ребенку и скажи — я не очень понимаю, что творится, но мне кажется… А тебе? В доме, где родителей интересует «история начала XXI века» — то бишь политика, и дети начинают интересоваться и в ней разбираться.
О каких событиях в нашей истории надо обязательно поговорить с детьми?
Опять же, о тех, которые больше всего волнуют вас. Все остальное приложится.
Уроки истории с Тамарой Эйдельман проходят в онлайн-школе лектория «Прямая речь» по средам. Присоединяйтесь!
Абонемент на курс для школьников 9-11 лет
Абонемент на курс для школьников 12-14 лет
Абонемент на курс для школьников 14-16 лет
Стоимость одного урока при покупке абонемента — 250 рублей, уроки можно пересматривать в течение 30 дней.
Letidor.ru — официальный информационный партнер онлайн-школы.
Фото: Depositphotos