Образование

Как развивать речь ребёнка от года до двух: рассказывает логопед

Логопед Анастасия Сперанская — о нормах развития речи малыша от года до двух лет.

В предыдущей статье Анастасия подробно описала нормы развития речи ребёнка от рождения до года. В этот раз логопед расскажет, что должен знать родитель о втором и не менее важном этапе становления детской речи.

Понимание основных этапов развития поможет внимательной маме вовремя распознать проблемы на их начальном этапе.

Для того чтобы разбираться, как у малыша происходит становление речи после года, нужно помнить несколько особенностей развития крохи в 8–10 месяцев.

Предпосылки развития связной речи (8-9 месяцев)

В это время у младенца активно формируется память. Ребёнок начинает реагировать на незнакомую обстановку и лица. Он жмётся к маме, смущается чужих взрослых и детей, но с любопытством разглядывает их.

Что необходимо знать родителям:

  • На этом этапе стойкий страх ребенка к новым, незнакомым ситуациям указывает на поражение центральной нервной системы.
  • У малыша возникает потребность в общении с помощью предметно-действенных средств (предметов и игрушек). Задача родителя — поддерживать этот интерес, развивать этот вид деятельности.

Работайте с подражательной активностью малыша. Включайте лепетные слова в быт и в игру.

Ведь ребенок смотрит на маму и старается всё за ней повторить.

Показатели формирования речи в 10-21 месяц

В 10 месяцев ребёнок, как правило, понимает обращённую к нему речь в определённой ситуации, активно включается в предметно-действенное общение («Посмотри, кто это к тебе пришёл! Это же собака»). Он владеет и умеет оперировать 1-2 лепетными словами в конкретной ситуации (мама, баба, папа, дядя, ляля) или звукоподражаниями (ам, би-би, гав-гав).

В 12 месяцев в лексиконе крохи появляются ещё 3-4 лепетных слова. Он уже умеет не только использовать их в нужной ситуации, но и делает это, сопровождая небольшой инструкцией и жестикуляцией. Например, показывает вам на картинке на корову и пытается рассказать, что она сейчас ест. Он машет ручками, тыкает пальчиком в книжку и говорит: «Муууу ам-ам».

В 15 месяцев в активном словаре ребёнка уже 6 слов. Его речь расширяется за счёт использования звукоподражаний и частей слов. Он может воспроизводить словесную односложную инструкцию. Взрослые уже почти всегда чётко знают, что именно хочет сказать малыш. Его речь ещё не связана, но понятна в конкретной ситуации.

В 18 месяцев словарный запас растёт до 7-15 слов. Ребёнок активно двигается в сторону связной речи, делая первые робкие шаги в этом направлении.

В 21 месяц к радости родителей малыш показывает первый опыт использования фраз из 2 слов. Он оперирует уже 20 словами. Он говорит: «Дай мо» (Дай молоко), «Мама ам-ам» (Мама, хочу есть), «Баба, би» (Бабушка уехала).

К началу второго года жизни словарный запас ребёнка состоит минимум из 50 слов. А осознанные предложения из 2 слов — уже скорее норма, чем редкость. Теперь для него, как и для взрослых, речь — средство общения.

На втором году жизни у него активно развивается сенсорное восприятие. От него в том числе зависит, насколько хорошо у крохи пойдут дела с речью.

Так что взрослым на этом этапе необходимо:

  • Обеспечить активную деятельность с разными предметами: как игрушками, так и реальными бытовыми предметами.
  • Показывать, как используется тот или иной предмет.
  • Простыми, короткими предложениями комментировать свою деятельность.
  • Давать детям инструкции сначала с использованием жестов, потом без них: «Принеси то-то», «положи то-то», «достань то-то» и так далее.
  • Развивать самостоятельность, давать детям делать что-то самим. Например, поставить книжку на полку, положить ложки в ящик.

Ребенок взрослеет, ему нужны активные впечатления (в разумных пределах).

Эмоциональное и физическое развитие также стимулирует пополнение речевого запаса. Главное в этом деле — общаться со своим малышом, включать его в повседневные дела и много гулять.

Фото: Shutterstock.com