Образование

Как пробудить интерес к чтению у дошкольников и младших школьников

Как пробудить интерес к чтению у дошкольников и младших школьников

Книга – учитель, друг, советчик, элемент досуга и учебы. У кого-то любовь к чтению приходит в школе, у других – в зрелом возрасте. Родители могут пробудить интерес к чтению у детей, за что те обязательно будут благодарны.

Овладение навыком чтения – основное условие успешного обучения ребенка в школе. Родители и педагоги обеспокоены утратой интереса к чтению у сегодняшних школьников. Я не буду останавливаться на процессе формирования навыка чтения. Это сложный физиологический акт. Родителей и учителей в школе все больше волнует вопрос, как заинтересовать малыша чтением, привить любовь к книге? А ведь этот интерес формируется у ребенка еще в дошкольном возрасте.

Личный пример

Как я уже говорила ранее, самое благоприятное время начинать обучение чтению – 5 лет. Это тот возраст, когда ребенка можно обучить осмысленному, а не механическому чтению. А вот знакомить ребенка с книжкой, читать короткие тексты с яркими картинками можно уже после одного года. Ведь читая книги малышам мы, взрослые, развиваем у детей и память, и внимание, и воображение. К сожалению, не у всех родителей хватает на это времени. Если читать ребенку ежедневно, завести такую традицию, то у малыша сформируется хорошая привычка систематически общаться с книжкой.

Ошибочно мнение, что читать надо только дошкольнику. Многие взрослые прекращают этот процесс, как только малыш научился складывать слоги в слова. Напомню еще раз: психологи уверены, что совместное чтение вслух рекомендовано и подросткам. Этот процесс объединяет и сближает членов семьи.

Все мы знаем, что дети копируют своих родителей. Ребенок все замечает и запоминает: часто ли его родители читают книги, как долго продолжается этот процесс. Прежде чем требовать от ребенка чтения книг, задумайтесь, насколько ваша семья «читающая», много ли книг окружают ребенка в доме, есть ли у дошкольника своя полка с детскими книжками. Если взрослые отдают предпочтение телевизору, компьютерным играм, а не книгам, требовать от ребенка любви к чтению бессмысленно.

Вспоминаются слова Константина Паустовского: «Читайте! И пусть в Вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы Вы не прочли хоть одной странички из новой книги!»

Никакие школьные уроки чтения не привьют той любви к книге, какую может дать чтение в кругу семьи. Кто-то может вспомнить такие фразы: «Книга – источник знаний» или «Книга – лучший подарок». В советские времена эти фразы часто можно было увидеть и в книжных магазинах, и в библиотеках. Вспомните, как давно вы были с ребенком в книжном магазине и вместе выбирали с сыном или дочерью интересную книжку, чтобы потом ее вместе прочитать.

Читайте также:

Мнение логопеда: когда нужно начинать изучение иностранного языка

Она должна соответствовать возрасту (обычно это указывают в предисловии). Выбирайте художественное произведение, учитывая интересы ребенка. Как это определить? Понаблюдайте, за своими детьми, что вызывает у них больший интерес во время чтения: рассказы о животных, сказки, юмористические рассказы или что-то другое. На этапе формирования читательского интереса это имеет немаловажное значение.

Еще необходимо учесть, в какой форме будет происходить процесс общения с книжкой: вы читаете вслух или же ребенку придется читать самому. Но только помните, что дошкольники 6-7 лет могут осилить самостоятельно небольшие сказки (типа «Курочки Рябы» или «Репки»), которые они уже знают наизусть. Поэтому и ждут малыши, чтобы взрослые прочитали им более «серьезные» произведения, соблюдая интонацию, имитируя голоса героев.

Читайте также:

Готовимся к школе: 8 советов логопеда

Процесс приобщения к чтению должен идти от простого к сложному. К примеру, знакомство с литературой начинается с коротких бытовых сказок («Теремок») и переходит к волшебным сказкам со сложным сюжетом («Русалочка»). Ребенок не должен переутомляться, не принуждайте его слушать художественные произведения. Пользы не будет. Лучше сделать перерыв, обсудить прочитанное, а потом продолжить. Тридцать минут чтения для дошкольника вполне достаточно.

Каждому родителю хочется, чтобы кроха научился читать самостоятельно как можно быстрее. Но в этом деле, как и в процессе восприятия художественного произведения, нельзя «переусердствовать».

Не следует заставлять читать насильно. К самостоятельному чтению нужно переходить постепенно. Попросите малыша прочитать название выбранной книги, похвалите его за правильное чтение. Потом для самостоятельного чтения можно выбрать короткие предложения под иллюстрациями или отрывок текста и т.д., все остальное читаете вы. Помните? От простого к сложному.

Читайте также:

Мнение логопеда: когда дошкольнику нужна помощь специалиста

Многие взрослые, прочитав все вышесказанное подумают: «Все делаю правильно: и вслух читаю, и книжки вместе выбираем, и библиотека в доме есть, и все в семье любят провести свободное время за интересным произведением, а вот мой шестилетка отказывается читать сам, хотя слушать очень любит».

Что делать? Есть разные «хитрые» приемы приобщения к чтению дошкольника. Вот один из них. Вы читаете ребенку ну очень интересную книжку. Вдруг, на самом интересном месте, мама вспомнила о важном деле на кухне. Быстрым шагом она уходит и сообщает, что дочитает эту книгу завтра. Ребенок недоволен, требует продолжить. Мама никак не может продолжить (проявите стойкость и терпение). Тогда выхода нет, и малыш продолжает читать сам: очень хочется знать, что дальше происходило с героями художественного произведения. Этот прием подходит для тех детей, кто уже хорошо читает, но желания это делать, у него нет.

Еще один прием. После начала совместного чтения, взрослому вдруг срочно нужно выполнить какую-то работу по дому. Например, маме приготовить ужин или погладить платье. Мама просит ей помочь. Она говорит, что если во время работы малыш будет ей читать, то она быстрее завершит все дела, потому что книжка ну очень интересная и ей тоже хочется узнать кто же победит Кощея Бессмертного. Процесс должен быть не очень долгим, чтобы хватило детского терпения. Такой прием можно использовать несколько раз в день.

Еще можно писать ребенку записки от лица сказочного героя с обещаниями какого-то сюрприза и многое другое.

Все то, о чем говорилось выше, относится к детям, способным успешно овладеть навыком чтения. Задача взрослых, используя различные приемы и соблюдая определенные условия, превратить процесс чтения в удовольствие, показать, что получить новую и интересную информацию можно не только из телепередач, но и из интереснейших книг.

  • Основные условия пробуждения интереса к чтению:
  • • Читайте ребенку вслух, создайте атмосферу пониманию и доверия
  • • Не заставляйте читать или слушать художественные произведения насильно
  • • Подбирайте книжки соответствующие возрасту и интересам малыша
  • • Формирование процесса чтения происходит от простого к сложному
  • • Не увлекайтесь чтением познавательных текстов (для полноценного психического развития необходимы книги различной направленности)
  • • Формируйте интерес к чтению у ребенка с раннего возраста