Как помочь школьнику выбрать перспективную в будущем профессию: колонка педагога
Вопрос «Как обучиться профессиям будущего?» волнует многих родителей, которые хотят дать своим детям максимум возможностей для их успешной самореализации.
Об отправной точке, которая позволит начать спокойно собирать интересующую информацию и формировать план дальнейших действий, «Летидору» рассказал Иван Евгеньевич Савченко, педагог информатики и технологии Wunderpark International School.
Автоматизация
Наш мир меняется стремительно, но вместе с тем — незаметно.
Процесс похож на езду в автомобиле с мягко нажатой педалью газа: скорость растет неуклонно, но постепенно. Если мы будем внимательно следить за дорогой и ориентирами вокруг, то у нас есть все шансы вовремя сориентироваться и предпринять нужные действия, чтобы «вписаться в поворот» или отреагировать на знак «стоп».
Конечно, предугадать развитие цивилизации — задача более сложная, чем аккуратно вести автомобиль. И все же кое-что можно спрогнозировать, анализируя определенные закономерности.
Например, темпы автоматизации производства в стране позволят сделать вывод о том, как изменится количество рабочих мест.
Последнее формирует конкуренцию на рынке труда, то есть определяет «проходной балл» компетенций сотрудника для успешного построения карьеры. Именно поэтому вашему школьнику нужно задумываться о профессии уже сейчас, чтобы иметь шанс получить хорошую работу.
Технологический прогресс и эффект домино
Если автоматизировать все действия, составляющие должностные инструкции специалиста определенной профессии, то потребность в работнике… исчезает! Если ваш ребенок учится в средних или старших классах, попробуйте объяснить ему этот принцип эффекта домино.
Если цена внедрения и поддержки технического решения, которое отработает, например, пять лет, оказывается существенно дешевле, чем оплата труда за этот же период, то высока вероятность автоматизации процесса.
Но вероятность — это еще не результат. У такого шага есть и социальные последствия, и некоторые предприятия не хотят на это идти принципиально.
Проблема в том, что если их конкурент решится на внедрение, то этот шаг позволяет ему получить конкурентное преимущество в цене (и, возможно, качестве).
И остальным участникам рынка придется отреагировать, чтобы не отстать и сохранить своих клиентов. Получается эффект домино.
Размышления подобного рода более подробно описаны в книге Клауса Швабба «Индустрия 4.0». Более наглядно и понятно картину можно изучить в «Атласе новых профессий» — альманахе перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет (бесплатный доступ на сайте atlas100.ru).
Все вышеперечисленное приводит к интересным результатам. Обобщение прогнозов отраслевых экспертов, во-первых, показывает проблемные моменты, с которыми можно столкнуться, если «все пойдет, как сейчас».
А во-вторых, оно рисует позитивную картину, к которой желательно было бы прийти. Именно это и является отправной точкой в поиске пути освоения «профессии будущего» для вашего ребенка.
Основная проблема при выборе профессии сегодня
Сложно, даже почти невозможно сказать: «Освой именно этот навык и будешь обеспечен работой на ближайшие 30 лет».
Хотя часто вокруг мы слышим именно такие предложения касательно платных курсов.
В этой ситуации хорошим решением видится абстрагироваться от проблемы. Сделать шажок назад и посмотреть на более крупный план, а уже затем анализировать ситуацию. Это позволит, в первую очередь, выделить группы требований к специалистам.
Например, если ребенок хочет быть микробиологом, то ему понадобится хорошо знать биологию и, возможно, химию.
Разработчику беспилотников будет полезна физика и информатика.
А математика необходима в обоих случаях.
Знание иностранных языков тоже приветствуется.
Получается, школьные знания в целом полезны. Это хорошая новость!
Дальше обычно идет вуз или колледж, и происходит знакомство со специальностью, после которого счастливый выпускник устремляется менять мир к лучшему. Хорошая траектория!
Внимание, вопрос: «Где на этом пути происходит выбор профессии? И когда вообще появляется информация, необходимая и достаточная для того, чтобы сделать этот выбор?». Знакомство со специальностью — в вузе и колледже… Но ведь это уже после выбора специальности, так? Сохраним эту мысль.
Добавим к ней факт неопределенности будущего и получим, что, выбирая вслепую, можно попасть не только в нелюбимую, но еще и в умирающую профессию.
Как освоить профессию будущего
Что же следует делать, чтобы не оказаться в этой ситуации?
Все просто — начинать знакомиться с навыками, необходимыми для той или иной профессии, стоит еще в школе.
Самое выгодное и продуктивное время для этого — 7, 8 и 10 классы, когда юноши и девушки еще не обременены тяготами подготовки к вступительным экзаменам.
Ребенок хочет пойти в робототехнику? Пусть попробует собрать робота! Пусть поучаствует в соревнованиях, доложит об успехе или неуспехе на школьной конференции, получит экспертную обратную связь, а также опыт и понимание того, насколько сложные проекты выполняют его ровесники.
Помогите ребенку выжать максимум из образовательного процесса: ходить на олимпиады по технологии и другим предметам, участвовать в профессиональных пробах.
Достигнув какого-то результата в этом полуигровом формате, ребенок будет понимать, хочет ли он дальше этим заниматься.
И тогда, даже если в будущем не найдется нужной профессии, ваш взрослый ребенок сможет создать ее сам, как это не раз уже бывало.
Конечно, пробовать что-то новое непросто и даже немного страшно.
Но часто те, кто кажется «имеющим особые таланты» в выбранной сфере, на самом деле опережают остальных всего лишь на пару шагов. Поэтому позвольте своему школьнику рисковать. А волшебных лекарств от перемен не существует — они происходили всегда и будут происходить.
Фото: Depositphotos