Образование

Как перестать бояться ошибок самому и научить этому школьника

Рассказываем, как работать с одним из главных страхов всех детей (да и взрослых).

«Летидор» публикует отрывок из новой книги семейного психолога Анны Быковой «Школьники "ленивой мамы"», вышедшей в издательстве «Эксмо».

В книге есть небольшая, но очень важная, на наш взгляд, глава, посвященная страхам перед ошибками. Мы часто выносим их из детства: будучи школьниками, мы боимся получить двойку, замечание в дневник, задать на уроке вопрос... А во взрослой жизни эта боязнь ужасно мешает развитию: духовному и карьерному росту.

Анна Быкова объясняет, почему ошибки на самом деле — это наши друзья, и дает простое упражнение, которое поможет объяснить эту истину ребенку.

Анна Быкова

Работая над повышением уверенности ребенка в своих силах, важно снять у него страх ошибки. Страх ошибки может быть связан с двумя чувствами: чувством вины и чувством стыда.

«Вдруг я что-то не так сделаю, не то ляпну, все подумают, что я глупая, неправильная, плохая». Это стыд.

«Вдруг я сделаю неправильно, и ошибка приведет к неприятностям для других людей. Из-за моих ошибок близким будет плохо». Это вина.

Вину и стыд заменяем на ответственность. Ответственный подход к ошибке — исправлять ее.

Тревожность по поводу возможных ошибок снимается уверенностью, что ошибки можно исправлять.

Для формирования уверенного поведения ребенка важно выработать у него положительное отношение к ошибкам. Ошибки — это нормально. Это даже хорошо, потому что на ошибках учатся. Ведь кто такой эксперт? Это человек, который уже совершил все возможные ошибки и сделал выводы.

Все люди ошибаются. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Если бы не было ошибок, не было бы и изобретений. Ошибки нас тренируют. Ошибки нас развивают. Ошибки — это ценный опыт.

Чтобы снять у ребенка страх ошибок, можно рассказывать истории о своем детстве или взрослой жизни, о том, как вы тоже совершали ошибки, а потом их исправляли.

Страх ошибки может усиливаться перед конкретным событием (например, контрольная работа).

Снять тревожность поможет такое упражнение. Рисуем большую окружность — это будет графическая модель жизни. Потом делим окружность на сектора — по количеству важных жизненных сфер: дом и семья, друзья, увлечения, кружки и секции, школа — сколько придет на ум. Затем выбираем сектор, в котором условно располагается волнующее событие. Подробно расшифровываем, что еще в этот сектор входит, формируя понимание, какое место занимает предстоящее событие. Доклад или экзамен — это всего лишь точка в секторе «история» или «математика», который входит в сектор «школа» на большом круге жизни. Стоит ли переживать из-за малюсенькой точки?

Не ругайте ребенка за ошибки. Если ошибка уже совершена, то криком этот факт все равно не исправить. Криком вы только испортите настроение и отношения. Ребенок может начать скрывать свои ошибки. Начать врать. А значит, вы не сможете помочь ему в исправлении ошибок. Более того, ребенок начнет бояться совершить ошибку.

Страх парализует. Страх снижает концентрацию внимания, а значит, только усиливает вероятность появления новых ошибок.

Постарайтесь не кричать.

Я семейный психолог. Я часто выслушиваю рассказы взрослых людей о своем детстве. Например, о том, как мама кричала на ребенка из-за неправильно поставленного ударения. С момента, когда ребенок прятался от кричащей мамы под столом, прошло 30 лет, человек правильно ставит ударения, человек не помнит, когда он перестал делать ошибки в ударениях, не помнит фамилию первой учительницы, не помнит оценку за диктант во второй четверти третьего класса, но помнит, как мама кричала, как очень хотелось убежать и спрятаться…

Расставляйте приоритеты правильно. Не портите действительно важное. Отношения с ребенком важнее школьных оценок.

Фото: Shutterstock.com