Образование

Как не сломать жизнь ребенку, или 6 навыков, которые важнее хороших оценок

© VOSTOCK

Узнайте, как система оценивания в школе может сказаться на будущем учеников и какие навыки необходимо развивать, чтобы быть успешным.

Напомним, что ранее мы писали о том, что в России предложили отменить экзамены у школьников. Действительно ли система оценивания учеников в школе может нанести психологическую травму ребенку?

Анна-Ирина Яблочкина, психолог, юрист, карьерный консультант, высказала нам свое мнение, а также предложила альтернативу современным экзаменам.

Анна-Ирина Яблочкина

В древние времена охота была лучшей проверкой на зрелость. Смог ребенок принести добычу — значит, выживет. Никто не спрашивал теорию копья или механику волчьих следов. Есть добыча в руках? Молодец!

Мир развивается с космической скоростью. Приходится как минимум успевать соответствовать, а лучше — идти на шаг вперед. Или вылетишь из потока ресурсов. Знания обновляются постоянно. И в таком ритме обучать и обучаться проще на большом разгоне.

Что сейчас есть экзамен? Итог? Результат? Промежуточные аттестации по жизни? Какие существуют альтернативы привычным формам проверки знаний ученика? Является ли действующая экзаменационная система единственно точным инструментом подтверждения компетентности и знаний?

«Экзамены приучают школьников к системе оценивания и убивают всякое желание учиться, поэтому от них следует избавиться»,

– заявил президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф.

Его слова приводит ТАСС:

«Я вам честно скажу одну из главных вещей, которые я вынес из школы, — я ненавижу процесс оценивания, я ненавижу экзамены. Это катастрофа. (...) Одна из моих личных целей — убить экзамены», — сказал Греф на своем выступлении рамках Восточного экономического форума.

Он добавил, что дети из школы уже выходят «с инвалидностью». Глава Сбербанка пояснил, что люди в учебном заведении привыкают к системе оценивания и в дальнейшей жизни при ее отсутствии расслабляются и не готовы что-либо делать.

© VOSTOCK

Что на самом деле представляет собой сдача экзамена

Стандарт классического экзамена-теста и экзамена-билета на сегодняшний день — это:

• заучивание материала,

• обязательная способность держать в голове множество данных, информации,

• готовность дать ответ, соответствующий ожидаемому стандарту оценки (проверочному ключу),

• высокий уровень стресса,

• высокий уровень ожиданий,

• фактор субъективности экзаменаторов,

• эффект случайного результата (ответ не по подготовке, а наугад),

• окончательный способ подтверждения результатов учебы с помощью внешней оценки третьих лиц,

• отсутствие необходимости подтвердить набор знаний практическими навыками.

Стандарты обучения, методики, программы образования меняются так часто, что сами педагоги не всегда успевают включиться в процесс.

Переподготовка накладывается на выполнение текущих обязанностей, в результате — стресс и накопленная усталость. А ученики обязаны соответствовать стандартам. Кто в шаблон не вписался, рискует остаться за бортом положительных оценок.

Итого получаем: стрессовое подтверждение знаний, морально устаревших к моменту сдачи экзамена.

Среди самых популярных запросов об экзаменах в поисковиках оказываются следующие:

• как сдать экзамен без подготовки;

• психологические приемы общения с преподавателем на экзамене;

• 10 секретов, как сдать сложный экзамен;

• как идти на экзамен;

• как выкрутиться на экзамене;

• настрой на экзамен;

• когда лучше заходить на экзамен и тому подобное.

Это все ищется с целью проскочить экзамен. Чтобы побыстрее вот это все закончилось, а потом заживем нормальной жизнью.

Задача — пережить момент, отработать шаблон. И все. А как же знания и навыки?

Приходится осознавать, что экзаменационная система, как она есть сейчас, убивает интерес к познанию мира, самообразованию, развитию личности и самостоятельной деятельности.

Изо дня в день, из года в год у ребенка формируется привычка шаблонного ответа, шаблонного реагирования. Главный результат образования — оценка педагога.

Вспомним пословицу: посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.

Что на самом деле нужно для зрелости в современном мире

© VOSTOCK

Какие навыки требуются школьнику для «успешной охоты» в 21 веке?

Продолжение статьи на следующей странице, листайте >>>

1. Самостоятельность. Набор знаний уступает навыку пользоваться знаниями.

Быть энциклопедией на ножках — недостаточно.

Мир требует умения постоянно обновляться, применять полученные данные, нарабатывать практический опыт.

Именно поэтому ребенку важно развивать:

• способность индивидуально работать с информацией и информационными потоками;

• практические навыки сбора, хранения, обработки информации;

• способность к анализу и синтезу, выделять главное и одновременно отсекать ненужные или морально устаревшие данные;

• понимание того, что нужно искать и где это можно найти;

• представление о том, как пользоваться современными техническими средствами.

2. Проактивность. Слово «проактивный» было впервые введено автором логотерапии в его книге «Человек в поисках смысла».

Проактивный человек — это человек, осознающий свои глубинные ценности и цели.

Это личность, которая:

• принимает ответственность за себя и свою жизнь,

• не ищет причин происходящих событий в окружающих людях и обстоятельствах,

• не жалуется и не оправдывается,

• опирается на себя и сферы жизни, которые под силу изменить,

• характеризуется активностью, ответственностью, инициативной позицией,

• руководствуется фразами: я могу, мне интересно, я сделаю, я выбираю, мое решение.

3. Социальная компетентность. Сюда входит умение взаимодействовать с другими людьми:

• позитивный подход к решению задач жизни (нет проблем, а есть ситуации),

• навык сотрудничать, договариваться, объединять самому и участвовать в команде под руководством других,

• гибкость взаимодействия соответственно моменту,

• способность успешно понимать других людей и себя, сохранять здоровые личные границы,

• навык комфортно выстраивать сложные межличностные связи,

• умение принимать эффективные решения, добиваться своего мирно и к всеобщему удовлетворению.

© VOSTOCK

4. Креативность. Здесь речь идет о способности творчески воспринимать мир и себя как его часть:

• видеть нестандартные решения, создавать новые возможности и ресурсы для решения задач,

• успешно использовать имеющиеся знания, данные,

• принимать неожиданные решения вместо использования жестких шаблонов,

• использовать гибкость и оригинальность не как самоцель, а как рабочий инструмент для достижения цели,

• иметь развитую интуицию как инструмент выбора направления мысли, действий, развития,

• создавать новые идеи.

5. Избирательность. Это фильтры, с помощью которых мы смотрим на мир и которые нарабатываются практикой жизни.

Чем больше практикуем, тем яснее видим.

Избирательность характеризуется:

• чувствительностью к изменениям,

• способностью принимать взвешенные решения исходя из своего мировоззрения, опыта, приверженности личным ценностям,

• умением учитывать собственные интересы при сохранении уважительного отношения к окружающим.

6. Критичность. Жизненно важная опция, предполагающая способность:

• видеть все вещи и события буквально, без оценок и эмоций,

• осознавать сильные и слабые стороны, ошибки и успехи,

• анализировать и выбирать из всей предоставленной информации наиболее ценную для данного момента, вопроса, цели,

• подвергать критике и перепроверке данные, которые кто-то одобрил или, наоборот, осудил,

• адекватно оценивать собственную важность и значимость,

• смотреть на вещи шире.

© VOSTOCK

Альтернатива экзаменам, или Как развивать навыки у ребенка 21 века

1. Проект: коллективный или индивидуальный.

Это самостоятельная подготовка проекта с его последующей презентацией и защитой.

Проходит в положительной коллегиальной обстановке. Обмен мнениями, вопросы и ответы полезны всем участникам проектных групп. Это учит детей работать в команде, выступать перед слушателями, взаимодействовать в коллективе, договариваться, уступать, стоять на своем, сотрудничать.

2. Сравнительный анализ: обсуждение того, как было, стало и будет, а также выявление основных тенденций развития.

Это работа, основанная на способности мыслить, сопоставлять, обрабатывать информацию критично и смело.

Предметы: история, психология, социология, демография, биология и так далее. Проходит в формате обсуждения и обмена мнениями группы учеников с педагогом.

3. Синтез: создание нового с использованием ранее существующих методов и способов.

Предметы: химия, физика, математика, биология, а также гуманитарные науки. Проходит в качестве свободного креативного общения группы учеников с педагогом. Возможен формат мозгового штурма.

© VOSTOCK

4. Практика: решение конкретного жизненно важного вопроса для конкретного человека (группы людей).

Применяется, например, в юриспруденции, психологии, медицине.

Разрешение судебного дела, постановка медицинского диагноза, назначение и сопровождение лечения и так далее.

Согласно «Википедии» слово «экзамен» пришло из латинского языка и обозначало стрелку у весов. И уже затем появилось другое значение – форма оценки знаний. Может быть, пора прекращать измерять знания на вес?

Фото: VOSTOCK

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!