Образование

Как не надо развивать речь: три «нельзя» от логопеда

© Legion-Media.ru

Логопед и учитель младших классов Анастасия Сперанская — о том, как избежать основных ошибок в развитии речи у вашего крохи.

Всё больше родителей дошкольников держат курс на раннее развитие детей. Говорить быстро. А лучше сразу на трёх языках. Кроме этого, с трёх лет малышей учат считать и писать.

Логопед рассказывает, чего не следует делать продвинутым мамам и папам, когда они собираются развивать речь ребёнка.

Нельзя торопиться

Всё и сразу — девиз современных родителей. Они перегружают малыша информацией, кажется, уже с самого рождения. Начинают тараторить перед ним скороговорки, разговаривают на нескольких языках. А ему это не нужно.

С ребенком до полугода стоит говорить ласково, интонировано (выделять слова интонацией), много улыбаться. Он должен видеть вашу мимику. Слова он пока не понимает, но смотрит на движение губ в тот момент, когда вы говорите.

Потешки, приговорки не должны быть сложными. Обращайте внимание, чтобы в них были простые слова (из двух слогов, с большим количеством гласных), много глаголов. Не стоит смотреть на соседского Васю, который в 8 месяцев, по словам его родителей, «умеет разговаривать сложноподчинёнными предложениями».

Помните, что у каждого ребёнка свои этапы развития. Не торопитесь — и вы увидите медленный, но верный прогресс.

© Legion-Media.ru

Нельзя перескакивать этапы развития

Родители очень торопятся быстрее развить своего малыша. Следствие такой спешки — ребёнок теряет интерес буквально ко всему на свете. Он выдерживает нагрузку, но становится пассивным в обучении. Он делает то, что ему велят. Стремительная попытка со стороны родителей развить ребенка приводит к тому, что потом ему сложно учиться в школе, он хуже адаптируется в коллективе.

Посмотрите на этих детей. Постепенно они становятся похожими на восковые куклы. Взрослые перегружают их словом «надо». У дошкольников ведущая деятельность — игра. У малыша при нарушении последовательности этапов развития нарушается развитие базовых навыков (развитие, общение, познавательный интерес). Это следствие нарушение эмоционально-волевой сферы.

Так что и слова с детьми надо учить играючи, а не впихивать килограммами ненужные знания.

Мы говорим всего лишь о речи ребенка, но то, что происходит в его маленьком мире сейчас, серьёзно повлияет на его взрослую жизнь.

© Legion-Media.ru

Нельзя давить на ребёнка

«Пока не скажешь слово "сосиска", сосиску не получишь». Пожалуйста, не делайте так. Манипуляции ещё не приводили ни к чему хорошему.

Если вы будете выуживать из своего крохи слова с помощью давления, он может отказаться говорить вовсе. И тогда вам потребуется помощь не только логопеда, но и психолога.

Если чувствуете, что у малыша небольшой словарный запас, делайте простые упражнения для развития речи.

Приведу пример введения нового слова в детский лексикон. Для этого важно: первое — многократное повторение изучаемого слова, второе — моделирование ситуации, в которой слово встречается в жизни (не в книжке или мультике). Например, вы хотите ввести слово «суп». Вы садитесь обедать, показываете ребёнку, как варить суп. Разливаете его по тарелкам и всё время приговариваете. Говорите: «Я варю суп, смотри, какой вкусный суп». Много-много раз повторяйте нужное слово. Не надо требовать, чтобы он сразу повторил «суп». Возможно, вам потребуется не один день, чтобы новое слово появилось в обиходе вашего крохи, запаситесь терпением.

Не забывайте, что всё должно происходить в непринужденной обстановке. И выучите как заповедь: всему своё время, не торопитесь и делайте упражнения только по желанию ребенка.