Как научить ребенка читать, не убив любовь к чтению?
Довольно часто родители устанавливают для детей довольно жесткие требования: к трем годам малыш обязан знать буквы, к пяти – читать по слогам, а к семи – как минимум осилить половину «поттерианы». В результате ребенок умеет читать, но ненавидит чтение. Как этого избежать? «Летидору» рассказывает психолог Мария Баулина.
Цепочка случайностей
В психологии и педагогике принято разделять деятельность детей на произвольную и непроизвольную. Не будем вдаваться в скучные подробности и сразу перейдем к важному правилу: до 7 лет большая часть занятий ребенка должна иметь непроизвольный характер. Это значит, что для него не нужно устанавливать какие-либо правила, временные рамки, четкую последовательность действий и т. д.
Некоторые родители уверены, что, накупив ярких и необычных развивающих игр, они тем самым обучают ребенка чтению игровым способом (то есть в той самой непроизвольной форме). К сожалению, это не так! Раскладывание карточек с буквами по определенным ячейкам или наклеивание слогов в нужные клеточки не является игрой в понимании малыша.
Конечно, замечательно, если он согласится уделить этому занятию несколько минут. Но, как правило, потом ребенок стремится перейти к настоящей игре: бросает карточки так, чтобы они упали на ковер картинкой вверх, или складывает буквы магнитной азбуки в мисочку, превращая их в угощение для кукол. В подобных ситуациях не следует пытаться вернуть малыша к «правильному» занятию.
-
Ребенок не должен понимать, что вы с ним занимаетесь чтением. Представьте, что вы – разведчик под прикрытием, и с энтузиазмом поддержите игру, придуманную ребенком. Например, озвучивайте происходящее таким образом, чтобы он мог непроизвольно запоминать буквы или слоги: «Смотри, карточка с буквой «Н» всегда падает картинкой вверх, а «О» – нет! Возьми «О» и попробуй бросить еще раз».
-
При непроизвольном обучении чтению ребенок запоминает буквы и слоги в случайном порядке. Пусть вас не смущает подобная бессистемность. Старайтесь время от времени переключать внимание ребенка на те буквы и слоги, которые он игнорирует в своих играх, чтобы заполнить имеющиеся пробелы в знаниях.
-
Если ребенок категорически отказывается изучать буквы или читать, сделайте перерыв. Можно спокойно отложить обучение чтению до 6 лет. Многолетняя практика педагогов показывает, что дети, которые научились читать в 4 года и в 6,5 лет, к 7,5 годам читают абсолютно одинаково при условии регулярных занятий.
Пусть на видном месте висят плакаты с алфавитом и простыми словами, чтобы ребенок невольно запоминал изображенную на них информацию.
Чтение простых слов по слогам и чтение длинных произведений – это, как говорится, две большие разницы. Многие дети с большим трудом переходят с первого этапа на второй, и в этом, к сожалению, часто виноваты взрослые. Родители и учителя при выборе книги для ребенка отталкиваются от таких высоких понятий, как «литературный вкус» и «воспитательные задачи». Но, положа руку на сердце, кому, кроме филологов и искусствоведов, интересно читать рассказы Паустовского или оды Ломоносова? Неэффективно смешивать разные типы задач и требовать от ребенка, чтобы он взахлеб читал книги «по программе». Если мы хотим научить его бегло читать и полюбить чтение, придется понизить планку требований к качеству литературы. Пусть читает детские комиксы в журналах, сборники школьных анекдотов и прочую ерунду, с точки зрения образованного взрослого. Отнеситесь к такому чтению, как к тренажеру для отработки навыка. Когда техника чтения отточится, можно будет предложить ребенку более глубокие произведения.
-
Старайтесь проводить параллели между тем, что читает ребенок, и событиями его повседневной жизни. Пусть он привыкает к тому, что без чтения невозможно обойтись. Например, можно попросить ребенка зачитывать вслух рецепт, пока вы готовите новое блюдо.
-
Как можно дольше сохраняйте традицию чтения сыну или дочери на ночь. При этом договоритесь с ребенком о том, что он будет читать названия глав. Он также может читать оглавление книги, выбирая сказку или рассказ. Небольшие отрывки текста можно читать по ролям или по очереди.
-
Показывайте пример ребенку. Видя читающих родителей, он рано или поздно привыкнет к тому, что чтение – приятное времяпрепровождение, которое ничуть не хуже игр на планшете. Эмоционально делитесь впечатлениями о прочитанном, чтобы ребенок тоже захотел рассказать вам о книге, которую читает. Этот прием сработает только в том случае, если в ваших словах не будет звучать назидание.
Детская задача с цветами поставила в тупик жителей Китая