Образование4 мин.

Как использовать возможности нашего мозга максимально

Инструкция для родителей и детей

© Freepik

Как работает человеческий мозг, можно ли прокачать свои способности для достижения успеха и почему быть слишком любопытным вредно? На эти вопросы ответил спикер фестиваля-форума «Российская креативная неделя», профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ, нейробиолог Вячеслав Дубынин.

20 июля 2022 года, в рамках секции «Образование в креативных индустриях», куратором которой выступила Группа компаний «Просвещение», Дубынин прочитал лекцию, посвященную мозгу, природе любопытства и креативности.

Рефлекс Павлова

Любой мозг запрограммирован на получение новой информации. У человека в среднем мозге есть первый аналитический центр, который отвечает за ориентацию в пространстве. Благодаря ему мы всегда находимся настороже. Кто-то шевельнулся поблизости — начинается работа по выявлению нарушителя спокойствия, подключаются глаза. Физиолог Иван Павлов называл это рефлексом «что такое?».

Сейчас этот центр исследуют с помощью ай-трекеров: устройство надевается на голову и позволяет отследить, в какой последовательности происходит изучение той или иной картинки. Результаты этих исследований используют не только ученые, но и представители нейромаркетинга, например, для создания рекламы. Так, самыми эффективными цветами признаны зеленый, желтые и красный. Кроме этого, в рекламе очень важно наличие человеческих лиц, так как мы реагируем на них лучше всего.

© Freepik

Движение — жизнь

Зону, которая связана с первоначальным изучением предмета, прозвали «кошкой в новой квартире». Она располагается в промежуточном мозге и субталамусе. Нас что-то заинтриговало — надо подойти поближе. Так мы исследуем незнакомую среду.

В конце XX века ученые подсчитали, сколько нейронов у нас занимаются разными функциями. Оказалось, что с движениями связано три четверти нервных клеток. Это делает их для человека супер значимыми. Так что выражение «движение — это жизнь» на 100% правдивое.

Полезная функция «круши-ломай»

Зона, которая отвечает за манипуляцию с предметами, расположена в моторной коре. Мы берем интересующий объект в руки, начинаем его вертеть и разглядывать. Особенно этим любят заниматься дети. Нам кажется вредным, когда ребенок настойчиво ломает, мнет, развинчивает свои и чужие игрушки (и не только их). Но это вполне нормально и естественно. Ребенка, конечно, нужно воспитывать, но важно при этом не отбить у него охоту исследовать мир. Лучше замените фразу «У тебя руки-крюки, перестань все вечно ломать» на «Зайчику — твоему другу — больно, разве он не заслуживает бережного отношения?».

© Freepik

Лобная кора vs теменная кора

Когда мы принимаем решение, ассоциативная теменная кора (АТК) начинает в прямом смысле конкурировать с лобной (АЛК). Решили сесть на диету, то АТК наполняется позитивом: «22:00, я смогла продержаться — прямо чувствую, как худею». Однако лобная кора, которая тесно связана с центром голода, принимается бить тревогу, ведь есть-то хочется. Через какое-то время мы покорно идем к холодильнику и на ходу успокаиваем себя: «Да от одного бутерброда вреда не будет, это же не торт». Вот уже теменная кора начинает сдаваться, итог — на диету сядем завтра. С помощью такого противостояния развивается сила воли.

Вообще, АЛК сравнивают с собакой: она всегда голосует за любой движ, поэтому сопротивляться минутной слабости так трудно.

Запомните: прокрастинация — не лень, а замещение актуальной деятельности импульсивным порывом. Активная прокрастинация может быть полезна для достижения конечной цели. Например, дедлайн — пятница, а мы сели за работу в четверг вечером, пахали всю ночь, но смогли выполнить ее качественно. Вывод: умеренный стресс способен усиливать креативность!

Когда информация — наркотик

Когда мы чем-то увлечены, мозг генерирует позитивные переживания и подчеркивает: то, что ты делаешь, — хорошо. Именно дофаминовое подкрепление подталкивает мозг к поиску новизны, создает базу для усвоения материала и генерации идей.

Впрочем, избыток любопытства часто оборачивается зависимостью от «информационного фастфуда». Дофамин блокирует познание, а еще — приводит к дезориентации: мы поймали дофаминовую волну, но обучения-то не было, мемы, гифки будут заброшены в долговременную память и никакой пользы не принесут. Важно регулярно проводить «инфодетокс»: откладывать смартфоны, выключать телевизор. Вместо этого для досуга подойдет книга, прогулка или другое дело, не связанное с просмотром гаджетов и листание ленты новостей в соцсетях.

© Freepik

Утро вечера мудренее

Информационно-речевая модель внешнего мира формируется у ребенка к трем годам. В ней отражены все важные для него предметы, действия, признаки. Малыш старается упростить для себя изначально сложный объект, процесс или явление (кипящая вода горячая — пальцы туда лучше не совать). Заученные реакции превращают человека в оптимиста или пессимиста, появляется навык самовнушения. В зоне Брока (лобная доля мозга) каждая мысль приобретает уникальную озвучку. К примеру, шутки «говорят» голосом Петросяна.

Думая о плохом, мы буквально программируем мозг и попадаем в ловушку. Исследования показали: когда человек заговаривает себя позитивными аффирмациями, он активизирует центр положительных эмоций, а тревога и волнение отступают. Так что если наш спутник постоянное беспокойство, стоит воспользоваться народной мудростью «утро вечера мудренее». Неприятные мысли накапливаются к вечеру, негативные сценарии крутятся в голове... Попробуйте отложить обдумывание проблем на утро. Мозг все равно продолжит анализировать ситуацию, только без нашего суетливого вмешательства.

Вполне возможно, что ответ, как действовать в проблемной ситуации, придет во сне или утром. Лайфхак: поставьте на вершину проблемы любопытство (эти зоны поддаются тренировке, их можно прокачать как мышцы). А чтобы как следует вдохновиться, важно ставить перед собой сложные задачи на пределе возможностей.

Фото: Freepik