Образование

Инклюзивное образование в детском саду — вам оно нужно

Инклюзивное образование в детском саду — вам оно нужно

Директор и специальный психолог Центра психолого-педагогической поддержки семьи «Ключи» Юлия Прохорова рассказала «Летидору» о плюсах дошкольного инклюзивного образования

Почему инклюзивное образование положительно сказывается на развитии абсолютно всех детей, «Летидору» объясняет психолог Центра психолого-педагогической поддержки семьи «Ключи» Юлия Прохорова.

Что такое инклюзивное образование

В методических рекомендациях Детского фонда ООН инклюзивное образование определяется как «организация обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками…, где учитываются их особые образовательные потребности и оказывается необходимая специальная поддержка».

Целый штат специалистов (от воспитателей до медперсонала) работает над одной задачей — они помогают любому ребенку максимально раскрыть его возможности, а также учат его работать со своими «слабостями», компенсировать дефициты.

В России инклюзивные детские садики в основном посещают дети с различными нервно-психическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и сенсорными отклонениями. «Тяжелых» малышей, со множественными нарушениями развития, там почти нет.

«Нельзя платить за смерть»: интервью с Лидой Мониава, заместителем директора детского хосписа

Про влияние инклюзивных программ на разных детей

Ещё в 1990-х гг американский ученый Сэмюэл Одом, занимавшийся проблемами инклюзивного образования, выявил его положительное влияние не только на детей с особенностями развития, но и на малышей, у которых никаких патологий нет.

Дети учатся быть добрее по отношению к тем, кто от них отличается. У многих из них формируется взрослая наставническая позиция. На улице, в общественных местах они спокойнее и эффективнее реагируют на появление человека с ограниченными возможностями.

Помогать не таким, как ты — для них так же естественно, как дышать. Эта особенность встраивается в психику детей, становится их личностной чертой. Пребывание в инклюзивной группе влияет на развитие таких качеств, как гибкость, терпеливость, коммуникабельность.

Для формирования отношений внутри такой группы с детьми работают психологи и педагоги. Используя отработанные методики, специалисты помогают малышам сформировать определенные навыки общения и принятия особенных детей.

«Когда в соседней палате заплакал ребенок, я пережила ад»: пронзительная исповедь мамы, которая потеряла сына

Про мифы, связанные с обучением особенных детей

В больших городах семьи в целом положительно относятся к включению их особых детей в инклюзивную среду, и это позитивное отношение с течением временем растет. Тревоги родителей связаны с недостатком специализированных услуг, наполняемостью групп и подготовкой персонала. Однако в целом очевиден перевес положительных оценок.

Вопрос, который волнует родителей детей без патологий, отдающих в инклюзивную группу своего ребенка: не будут ли особенные малыши тормозить в развитии всех остальных? Мамы и папы тревожатся за процесс обучения своих малюток. Родители опираются на существующие в обществе предрассудки по отношению к особенным людям. Им кажется, что они обязательно агрессивны и конфликты, а образовательный процесс в группе или классе благодаря им будет тормозиться. Подобные рассуждения лишены смысла. Особые дети очень талантливые и смекалистые. Обучение с ними можно структурировать и сделать наглядным, насыщенным. Кроме того, стоит учитывать, что инклюзивные группы обслуживают дополнительные специалисты: логопеды, психологи или психотерапевты.

Особые дети вполне справляются с учебой, для них сложнее взаимодействовать и общаться с другими людьми. И тут на помощь приходят обычные детки, которые играют с ними, помогают социализироваться. К тому же малыши совсем не воспринимают «странности» своих друзей как что-то экстраординарное. Опыт показывает, что отношение детей к особенностям друг друга в большой степени зависит от отношения взрослых к особенностям детей.

Специалисты советуют проводить серьезную психологическую работу именно с нормально развивающимися детьми, их родителями. Есть данные, которые свидетельствуют о том, что такая работа благотворно сказывается непосредственно на детях с особенностями развития.

Наша страна только начинает развиваться в сфере инклюзивного образования. Как быстро будет проходить это развитие, зависит не только от государства и социально-экономического состояния общества, но и от каждого человека в отдельности. Важно сделать так, чтобы особенному ребенку было одинаково комфортно дома, на детской площадке и в садике — так же, как и остальным детям.

В настоящий момент Центр поддержки семьи «Ключи» проводит сбор средств для педагогического и психологического сопровождения 35 особенных детей. Специалисты центра занимаются с малышами развитием речи, музыкой, физкультурой, йогой, нейрокоррекцией, рисованием, учат их играть друг с другом, овладевать простыми навыками самообслуживания. После чего у детей появляется возможность продолжить обучение в системе общего образования.

Помочь особенным детям и внести свой вклад в проект можно здесь.