Образование

Игры для детей: развиваем графическое мышление

Игры для детей: развиваем графическое мышление

Графическое мышление - это целая область знаний, о которой пора уже рассказать - а вернее, показать. Потому что в этой области всё очень наглядно, как в дизайне. И в то же время всё очень точно, как в математике.

Началось все с перестановки мебели. Мы купили новый диван но, оказалось, что рассчитали неправильно и он не встал на место старого. Пришлось передвигать шкаф и стол. В общем, маленькое бедствие в условиях отдельно взятой семьи.

  • Вот, Степка, как получается… Рассчитали бы все правильно и не пришлось бы тратить всех выходные на перестановку. Лучше бы мы с тобой в зоопарк сходили, - сказал я сыну.

  • А как надо было считать? – спросил он.

И тут я понял, что есть целая область знаний, о которой пора уже рассказать - а вернее, показать. Потому что в этой области всё очень наглядно, как в дизайне. И в то же время всё очень точно, как в математике. Из этой, казалось бы, житейской ситуации выросло несколько игр для детей, развивающих графическое мышление.

План местности

Сначала я рассказал сыну, что такое масштаб (показал на примере листочка в клеточку). Затем мы измерили рулеткой нашу комнату и нарисовали ее в меньшем масштабе на листе ватмана. Затем измерили все предметы в комнате: шкаф, диван, стол, стулья и кресла и, также уменьшив их в масштабе, нарисовали на другом листе. Потом раскрасили их и вырезали.

Целый вечер мы расставляли в нашей масштабированной комнате масштабированную мебель. Сначала Степка баловался, представляя, что шкаф будет стоять посередине. Но потом мы разработали парочку интересных дизайн-проектов. Оказалось, что стол можно поставить к окну и там он будет смотреться очень даже хорошо. Мы это тут же осуществили и позвали маму оценить наш креатив. Мама одобрила и Степка задрал нос.

  • Знаешь, пап, может я и не буду астрономом. Дизайнер тоже хорошая профессия, - сказал он.

Степку невероятно увлекли эти перестановки, тем более что для них не требуется ни сил, ни времени – сиди себе, да двигай диваны со шкафами.

В понедельник мы нарисовали в масштабе Степкину комнату и он увлеченно расставлял там масштабированные шкафы и стулья. Заодно мы наконец придумали куда поставить ящик с игрушками, который стоял при входе и мешался.

Через неделю мы собираемся в гости к бабушке. Степка выложил рулетку на видное место и сказал, что надо обязательно померить ее комнату.

  • Наверняка и бабушке что-то нужно переставить! – авторитетно заявил сын.

Вид сверху

Я решил воспользоваться моментом и, поскольку Степку увлекло это занятие, предложил ему научиться не только строить, но и рисовать дизайн-проекты.

  • Так делают все профессионалы, - убедил я сына, - Так что и ты должен уметь. Как, по-твоему, сверху выглядит наш круглый стол?

Для него было настоящим открытием, что стол сверху видится простым кружком.

  • Пунктиром можно нарисовать ножки. Они сверху не видны, но мы предполагаем, что они есть. Значит рисуем пунктирную линию. – объяснил я.

Таким образом мы нарисовали все предметы в нашей квартире, потом перешли на более мелкие вещи – утюг, кофейник, вазу…

Эта игра для детей здорово развивает пространственное мышление. И мы со Степкой иногда играем в нее, когда едем в транспорте. Например, представляем, как выглядит сверху дядя в шляпе, который сидит напротив или огромная грузовая машина, что проезжает мимо.

Найди клад

Из предыдущей игры получилась еще одна игра для детей, мы ее придумали случайно, можно сказать, от нечего делать.

Горячо-холодно – одна из любимых Степкиных игр, но, честно говоря, она и ему уже немного надоела. Теперь мы делаем по-другому. Я рисую подробный план комнаты и крестиком отмечаю место, куда я спрятал предмет. Степка ищет спрятанное, ориентируясь только на план.

Правда, в последнее время он так наловчился, что с легкостью находит все, что я прячу.

А недавно в документах я нашем план БТИ нашей квартиры и мы со Степкой изучали его целый вечер. Сын сначала никак не мог понять почему на месте шкафа раньше была стена. Я ему объяснил, что мы сделали перепланировку. Думаю, скоро сын начнет «сносить» стены, то есть придумывать как бы выглядела наша квартира, если уничтожить или построить еще одну стену в квартире. Я видел, он уже начала рисовать в блокноте что-то подобное.

Собери фигуру

Это развлечение я прочитал в одном журнале. Оно как раз для развития пространственного мышления, то есть в тему нашего нового увлечения.

Нужно взять два листа плотной бумаги и разрезать их на несколько геометрических фигур. Листы должны быть разрезаны одинаково. То есть если из первого листа получилось 2 квадрата, 3 треугольника и 1 прямоугольник, те же фигуры должны получиться и из второго листа.

Фигуры одного листа выдаются одному участнику, другого листа – другому. Первый игрок составляет из своих фигур какую-то конструкцию. Задача второго игрока скопировать ее – построить из своих фигур.

Чем деталей больше, тем сложнее составить композицию.

Треугольная сказка

А последнее мое изобретение – это шифровка сказок. Идею подсказала мамина подруга, которая заканчивала курсы дизайнеров.

Любую историю (в нашем случае сказку), можно зашифровать геометрическими фигурами. Например слоненок будет кругом, лисичка-сестричка – треугольником, а божья коровка – маленьким овалом. Сначала мы разыгрываем сказку, а потом схематично зарисовываем ее.

Эта игра для детей тоже нашла свое продолжение в жизни. Мы ходим по улицам и представляем, каким геометрическим предметом можно изобразить куст или человека.

Кстати, заодно Степка выучил многие, до этого неизвестные ему фигуры. И уже без запинки произносит слово "параллелограмм"!

_ Читайте также:
Игры с мелом
Играем в географию
Тренируем творческое мышление
Играем в правила дорожного движения_