Готовность к школе: какие навыки необходимо развить до поступления в первый класс
Каждая встреча с ребёнком для меня открытие. Особенности развития, сильные и слабые стороны малыша, его темперамент и характер подобно мозаике складываются в неповторимую картинку.
Дима вошёл в кабинет спокойно, деловито расположился за столом, попросил разрешения посмотреть игрушки. Мы сразу поладили, мне было интересно всё – и рассказ о маленьком братике, и новые модели лего, и любимые занятия в детском садике. Во что ты чаще всего играешь? Есть ли у тебя дома мячик, прыгалки? До того, как предложить задания малышу, я долго беседую с родителями.
Необыкновенно много сил и времени уделяют они развитию, обучению, воспитанию. Дима знает наизусть много стихов, без труда перечисляет названия любимых сказок. В неполные 6 лет мальчика уже учат считать в пределах десятка. Правда, числовой ряд никак «не запоминается». И мама, и папа очень настаивают, чтобы Дима стал первоклассником именно в этом году, ведь он так мечтает стать отличником. Попробую разобраться, дать рекомендации, помочь.
Да, слухоречевая память у малыша выдающаяся. Он сходу запомнил 7 незнакомых слов, прекрасно услышал мои инструкции. Внимание, работоспособность полностью соответствуют возрасту. Дима совершенно не устал после 20 минут занятия, проявлял неподдельный интерес к своему результату. Однако, едва столкнувшись с заданием срисовать домик, мальчик замирает. «Я не люблю рисовать». Предлагаю посмотреть на образец и сложить картинку из кубиков. Как трудно пальчикам правильно расположить непослушные детали. «Перед тобой маленькие разноцветные коврики, а мышка прогрызла в них дырочку. Помоги мне подобрать правильную заплатку». Я понимаю, что именно здесь основные трудности нашего будущего первоклассника. Назовём это с помощью профессиональной лексики – несформированность пространственных представлений и зрительно-моторной координации.
Умение человека ориентироваться в пространстве – основа основ математических навыков, грамотного письма, связной речи. Почему это так? Представления человека о схеме собственного тела, об основных координатах окружающего мира начинают формироваться с самого раннего возраста. Малыш дотянулся до погремушки – он измерил, просчитал расстояние до ближайшего объекта. Наш маленький непоседа стремится доползти до мячика, выбрасывает игрушки из прогулочной коляски, тянется к плюшевому медвежонку – освоение пространства идёт полным ходом. Кто бы мог подумать, что уже сейчас закладывается фундамент здания школьной успешности!
Физические умения со временем перейдут во внутренний план. Ведь если ребёнок неловок, с трудом понимает основные направления движения, значит и при письме, на пространстве листа возникнут неимоверные сложности. Правильное написание букв и цифр будет даваться с огромным трудом. От малыша требуется не только представлять пространство, но и управлять собственной рукой, координировать зрительный образ с тонкими движениями кисти. А математические действия сложение и вычитание – ведь это тоже движение влево и вправо, только уже в пределах числового ряда.
Чтение – распознавание зрительно-пространственного образа букв, складывание их в слова слева направо. Более того, смысловая основа нашей речи не только подлежащие и сказуемые, но и предлоги – над, под, между. Попробуйте построить предложение грамотно и быстро, не владея «внутренним пространством» русского языка.
Я вспоминаю свои вопросы в начале беседы с Димой. Ты играл когда-нибудь в мячик? Прыгал через скакалочку? Умеешь стрелять из лука?
Родители уделили много внимания расширению кругозора малыша, научили слушать инструкцию взрослого, но из развивающей среды ребёнка выпал очень важный компонент. Если мальчик начнёт учиться в школе прямо сейчас, возникнут трудности в освоении главных школьных навыков, и мотивация угаснет.
Я рекомендовала интенсивные занятия по развитию пространственных представлений, ловкости, общей и мелкой моторики. В психологии существует много методик развития «недостающего звена», помощь профессионала создаст необходимую базу для школьной успешности ребёнка.
Важнейший вопрос о начале обучения в первом классе я хотела бы переформулировать иначе: что следует развить, «дотянуть» до поступления в первый класс?
Не стоит торопиться в школу, если ваш ребёнок:
• утомляем, отвлекается, не может выдерживать получасовых занятий за рабочим столом. Обратитесь за консультацией к психологу, невропатологу.
• испытывает серьёзные трудности при срисовывании, раскрашивании, складывании простых узоров из кубиков. Психолог поможет организовать развивающую среду для вашего малыша.
Читайте также: