Образование

ФГОС: что нового в школе?

ФГОС: что нового в школе?

Минувший учебный год для всех первоклашек страны стал первым годом внедрения новых образовательных стандартов. С 1 сентября в 14 пилотных регионах РФ и ученики 5-х классов перейдут на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт). Повсеместный перевод общего образования на стандарт второго поколения стартует с 2015 года. А до всех старшеклассников ФГОС доберется через восемь лет, к 2020 году. О сути очередных школьных реформ расскажет "Летидор".

Минувший учебный год для всех первоклашек страны стал первым годом внедрения новых образовательных стандартов. С 1 сентября в 14 пилотных регионах РФ и ученики 5-х классов перейдут на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт). Повсеместный перевод общего образования на стандарт второго поколения стартует с 2015 года. А до всех старшеклассников ФГОС доберется через восемь лет, к 2020 году. О сути очередных школьных реформ расскажет "Летидор".

Школьное образование становится самой реформируемой структурой в нашей стране. Пока вникали в Государственный образовательный стандарт 2004 года, как в 2011 году вводят новый. Чем же "старый" стандарт был плох? Ответ на вопрос находим на специальном сайте Минобрнауки РФ, посвященном стандарту второго поколения http://standart.edu.ru/. Оказывается, это мы с вами, общество, социум, попросили поменять основной документ школы.

"Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся", - читаем на сайте. Теперь давайте разбираться, что стоит за этими витиеватыми фразами.

Как пояснилминистр образования Дмитрий Ливанов, главное в новом стандарте – "гораздо большая возможность индивидуализации обучения… Ученики, родители, администрация школы, муниципалитеты могут принимать решения, как учить в каждой конкретной школе и в каждом конкретном классе… Поэтому в стандартах предусмотрена и возможность профильного обучения в старшей школе, и возможность так называемого универсального профиля, который более-менее соответствует тому, что есть сегодня".

Индивидуальный подход к каждому ученику становится во главу угла. И теперь не учитель, а ученик будет главным транслятором знаний в школе. Школьное образование в России долго упрекали в авторитарном подходе, где источником знаний является учитель. Его задача – вложить в голову ученику готовые знания. А теперь ученик сам будет "докапываться" до знаний, а учитель будет лишь предлагать ему методы, как это сделать, образно говоря, учитель даст в руки ученику лопату и будет кем-то вроде бригадира на стройке. Отсюда в новых стандартах ориентир на бОльшую самостоятельную работу ученика.

Стандарт вводит третий обязательный экзамен — по иностранному языку. Министр Ливанов считает, что "сейчас есть большой запрос на более глубокое изучение иностранных языков, запрос со стороны родителей по отношению к школам. Мы знаем, что уровень английского языка сегодня в целом по России — я сейчас не говорю про лучшие школы в Питере и Москве — невысокий. Мне кажется, что мы живем в то время, когда человек без знания иностранного языка хорошо образованным считаться не может. Он должен знать иностранный язык. И если мы сможем в школе обеспечить хорошую, качественную подготовку, тогда этот экзамен будет иметь смысл. Безусловно, нам придется к 2020 году переосмыслить всю программу по английскому языку".

Новые стандарты образования включают также внедрение новых финансово-экономических механизмов хозяйствования, электронного школьного документооборота, модернизацию всех образовательных ресурсов: от школьных сайтов до образовательных порталов, и финансирование повышения квалификации педагогов. В стандарте описываются требования к информационному пространству (что является новым), к материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию.

Помимо всего прочего, ФГОС ставит перед школами непростую задачу - формирование российской гражданской идентичности учащихся. Подробно это отражено в концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России. Одновременно в каждой школе будет разрабатываться концепция духовно-нравственного воспитания ребенка. Чтобы воспитать настоящего патриота и гражданина, увеличивают даже пресловутую норму в 36 учебных часов в неделю для школьников. 37-й час будет отведен беседам о духовном и нравственном, это внесено в образовательный стандарт, то есть обязательно к исполнению для всех учащихся (и всех родителей). В стандарте второго поколения определены результаты школьного воспитания - это чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.

Не дневник, а портфолио 

37-й учебный час появится у ребят с 5-го класса, перешедших на ФГОС. С 1 сентября дополнительную нагрузку испытают на себе экспериментальные школы в 14 регионах РФ (выбирали по 2 региона из каждого федерального округа), среди которых и Новосибирская область. Здесь 104 школы с началом учебного года будут обучать по новым стандартам не только учеников 1-х и 2-х классов, но и пятиклашек.

"Основная задача начальной школы – это поддержка интереса к образовательному процессу, мотивация на дальнейшее самостоятельное обучение. В основной школе нужно перестроить учебный процесс, выстроить другие отношения учитель-ученик. Это намного сложнее, - комментирует замминистра образования и науки Новосибирской области Дмитрий Метёлкин. - В этом году мы в 2,5 раза увеличиваем объем финансирования переквалификации учителей. Модернизируем техносферу школы, чтобы правильно организовать проектную деятельность. Но средства обучения – это не главный камень преткновения ФГОС. Тут нужно делать ставку на профессионализм учителя. Потому что именно он будет определять глубину изучения предмета, появляется избирательность знаний".

Обратная сторона такой избирательности – уменьшение общего количества знаний, осваиваемых учеником, и за это новые образовательные стандарты подвергаются немалой критике.

Стандарты второго поколения предписывают учителю не просто довести ребенка до знаний, но научить учиться, сформировать личность и гражданина во всех смыслах. "Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени, рассказываетзаместитель директора Института стратегических исследований в образовании Любовь Феденко.- Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством".

Поскольку оценивать теперь будут не только уровень освоения материала учеником, сама система оценок в школе тоже претерпит изменение. Вот, что Любовь Феденко говорит по этому поводу:

"Учащиеся 4-х классов напишут итоговые работы по русскому языку и математике, а также комплексную работу на основе текста, которая позволит оценить сформированность универсальных учебных действий умения учиться. Особое место в новой системе оценивания уделено портфолио. Данная форма оценивания достижений учащихся частично освоена в школе: большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием!"

Теперь кружки будут в школе

Еще одно новшество – стандарты закрепляют нормы внеклассной деятельности в объеме 10 часов. Это всевозможные экскурсии, конференции, классные часы и выезды на пленер. Для детей будет организована вторая половина дня по четырем направлениям внеклассной деятельности на выбор: оздоровительная, социальная, духовно-нравственная и общеинтеллектуальная.

Ученик посещает эти мероприятия в добровольном порядке. Но для дирекции школы эти дополнительные 10 часов могут стать важным механизмом стимулирования педагогов. Ведь часто хорошие учителя уходя из школы из-за недостатка учебных часов, неизбежно выливающихся в скромную заработную плату. Минимум, приемлемый для учителя, чтобы удержаться в школе – это 24 часа. У тех же педагогов началки забирают часы и отдают их предметникам: учителям физкультуры, ИЗО, музыки. А тут дополнительные 10 часов на внеклассную деятельность!

Правда, пока не ясно, как эти 10 часов лягут на педагогов-предметников у пятиклашек, не перерастут ли в сверхнагрузку на учителя. Но и тут есть нюансы: внеклассной деятельностью будут считаться и те дополнительные занятия и секции, которые дети посещают вне школы. Однако, все эти секции должны быть согласованы со школой.

Как отметил в Новосибирске Дмитрий Метёлкин, эти 10 дополнительных часов будут предоставляться школой бесплатно для родителей: "Новый стандарт никак не связан с оплатой родителями образовательных услуг. Все, что положено по стандарту: 36 часов плюс все, что школа предоставляет в рамках образовательной программы, - обеспечивается государством. Школа имеет право предлагать родителям дополнительные образовательные программы. Право родителей – выбирать пользоваться ими или нет. Причем по закону нельзя, чтобы тематика дополнительной образовательной программы дублировала основную".

Необходимость этих 10 внеклассных часов продиктована концепцией духовно-нравственного воспитания гражданина России. "Научить ребят творчеству, дружбе, общению — вот поистине достойная задача для организаторов внеурочной деятельности в ходе создания в школе единой образовательной среды", - считаетзаместитель директора Института стратегических исследований в образовании РАО, координатор апробации ФГОС общего образования Ирина Логвинова.

Когда мы с вами, родители, ходили в школу, наличие "творчества, дружбы, общения" итак в ней предполагалось. И теперь так странно, что государство ставит себе это в задачу. Оценивать это можно по-разному, например, вот так:

"Несколько раз в год мы собираем большую толпу (около 40 человек из разных групп и параллелей) и вывозим за город, а то и довольно далеко за город, - пишет на форуме педагог из системы допобразования. - Вот тут и вскрываются все прелести эгоизма. Причем уже такого крепкого, устойчивого эгоизма. Активное выпячивание "Я", откровенный пофигизм на соседа. По одиночке они, возможно, очень милые создания, а вот в массе, в толпе - это совершенно другая песня. И коллектив - это особая форма сознания. Громадное достижение для нас, преподавателей, если к концу смены/сезона мы создаем из этой толпы коллектив. У детей отношение к жизни меняется, мотивы переворачиваются. Не знаю, как это будет организовано в общеобразовательной школе - не дай бог "для галочки", но полезное зерно в этом есть точно!"

Кто научит учителей учить по-новому?

В стане учителей введение ФГОС вызывает все больше недоумений, а порой, и страхов. Индивидуальный подход к ученику в начальной школе полагается априори. Там все просто и понятно: один учитель, один класс. А как соответствовать этому требованию учителям-предметникам, у которых по 5-6 классов? "Сегодня учитель становится тьютером, наставником, а не источником знаний, главным образом. И это пугает учителей с большим опытом работы. Они привыкли к работе по четкому плану, дал информацию – спросил с ученика, - рассказывает директор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Наталья Попова. - Реформирование образования идет с такой скоростью, что человеку трудно отследить и воспринять всю информацию. Времени на рефлексию у учителя сегодня, к сожалению, нет. Поэтому в профессиональной среде возникают опасения: учителя бояться, что они чего-то не смогут усвоить, не будут соответствовать новым требованиям и потеряют работу".

Александра Ключерева работает учителем истории и обществознания в гимназии №15 г. Новосибирска. В том числе, ведет историю и у 5-клашек. С 1 сентября действие реформы она прочувствует на себе. Но понимания, как все будет происходить, ни у нее, ни у ее коллег пока нет. "Представьте, что надо начать строить дом в 2015 году - набрать и обучить строителей, подготовить участок, согласовать документы, закупить технику - три года до 2015 года должны уйти на это. А нам предлагают начать сразу забивать сваи, не проведя подготовительный этап. Для строительства - это абсурд. А в образовании – пожалуйста, - возмущается Александра. - Учебные пособия не напечатаны, курсы для учителей не проведены, а если и проведены, то совершенно не информативные, - все сводится к рекламе учебных пособий. Пока на нас обрушиваются тонны теории, а практически как осуществлять обучение по ФГОС для учеников 5х классов учителя не знают. Позитивного настроя ФГОС у моих коллег не вызывает. Потому что никто толком не знает, что от него потребуется. Все говорят только об увеличении бумажной работы и количества отчетов. У меня с учениками есть правило: "Тот, кто бежит впереди паровоза, обязательно под него попадет" (аналог "Поспешишь - людей насмешишь"). Эта реформа слишком спешит. Как будем убегать от паровоза - покажет время. Настроение пока как в сказке "Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что".

Отсюда еще одна проблема, и радует, что озвученаона в верхах координатором апробации ФГОС общего образования Ириной Логвиновой: "Органы, занятые управлением в сфере образования, часто бегут впереди паровоза, тем самым отнюдь не содействуя включению учителей в процессы обновления школьных устоев. Мы называем этот феномен "опережающий контроль". Это еще один фактор риска при введении ФГОС, достойный самого пристального внимания региональных, а равно и федеральных властей. Школьные коллективы еще только-только приступают к освоению смысла нового стандарта, входят во вкус, осматриваются, постепенно привыкают к новым перспективам профессионального роста, которые несет в себе ФГОС, а к ним уже, глядишь, заторопились контролеры, управленцы со своими свежесозданными «мониторингами качества». Абсурд. Снова пошли проценты и отчетная документация, хотя учителей и без того трясет от всевозможных мониторингов. Люди в такие минуты больше всего ждут помощи, поддержки, воодушевления. А получается, что их, наоборот, еще и сверху начинают подгонять и жестко инспектировать. Такой подход только отпугивает. Возникает риск дискредитации образовательной политики государства".

Если родительские собрания не помогают

Мониторинг российских родительских форумов показал, что пока родители первоклашек мало понимают, что такое ФГОС. Ведь с начала повсеместного внедрения реформы прошел всего 1 год. Если понимания о новом образовательном стандарте не сформировано в школе, что тогда школа может рассказать о нём родителям? Самый распространенный вариант информирования родителей о реформе ФГОС – вывешивание положений приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего (и начального) образования на доске объявлений. Но это очень объемный и сложный документ, его нужно правильно трактовать.

На дискуссионной площадке Минобра РФ есть негативные отзывы об учебниках для первоклашек, написанные по ФГОС. Это означает, что даже первая ступень реформы еще очень сыра и местами непродуманна. Вот, что пишет пользователь Svetlana32:

"В очередной раз делая с ребёнком домашнее задание, я поняла, что с учебниками первоклассников по новым стандартам (ФГОС 2 поколения) пора что-то делать и, поверьте мне, со мной солидарны очень многие родители и сами учителя. Такие учебники просто неприемлемы. К примеру, возьмём математику (тетради для самостоятельной работы). Мало того, что там встречаются ошибки самих авторов, так там ещё ни одно задание нормально не объяснено. Вы меня извините, но складывается такое впечатление, что это намеренно сделано, чтобы не объяснить, а запутать. Постановка задач - форменная катастрофа. Ученик основные усилия должен потратить не на решение задачи, а на понимание того, чего от него хотят, причем ответ на этот вопрос может быть неоднозначным, и "правильным" ответом на него владеет только человек, вооруженный методикой. Я не хочу никого обидеть, но эти учебники можно охарактеризовать только одним словом "УЖАС". Вы меня, конечно, извините, но наши уважаемые министры сами в них заглядывали, читали, решали? Я просто уверена, что данный вопрос волнует очень многих родителей. Пожалуйста, обратите на это внимание, не хотелось бы, чтобы учебники для наших детей, стали просто "товаром", на котором "кто-то" делает деньги». Далее в комментариях идет череда обсуждений минусов этих учебников. И создается впечатление, что созданы они были вовсе не для того, чтобы научить ребенка самостоятельному поиску знаний, а просто "чтобы было".

Руководителем коллектива разработчиков ФГОС является Александр Кондаков, гендиректор издательства "Просвещение". Если кто-то и считает, что реформы образования идут слишком быстро и приходят в школы во многом "сырыми", то сам Александр Кондаков придерживается противоположного мнения: "Я думаю, что содержание стандарта должно обновляться каждые пять лет. И лучше, если работа будет идти по схеме 3+2: мы запускаем стандарт, пять лет по нему школа нормально работает, но через три года начинается разработка нового содержания, в течение двух лет осуществляется подготовка школ к переходу на новое содержание, и с шестого года школа переходит на новое содержание образования. Думаю, что это оптимальный вариант".

Введение Федерального государственного образовательного стандарта – это лишь часть большого правительственного "плана действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы". Помимо введения ФГОС план предполагает:

  • развитие системы поддержки талантливых детей,
  • совершенствование учительского корпуса,
  • изменение школьной инфраструктуры,
  • сохранение и укрепление здоровья школьников,
  • развитие самостоятельности школ.

Только на реализацию одного из этих пунктов – развитие школьной инфраструктуры – Правительство РФ выделило в 2011 году 120 млрд. рублей.

_ Читайте также:
Зачем учить детей созерцать?
Необщее образование: место и время
Необщее образование: ближе, чем вы думали
Кен Робинсон: Почему школа убивает креативность_
Павел Лукша: "Образование – это выстрел в будущее"