Образование

Эти простые игры для развития памяти должна знать каждая мама

Педагог и психолог Светлана Пятницкая рассказывает про особенности детской памяти и делится простыми играми на её развитие.

Развитие детской памяти отлично поддается направленному воздействию со стороны взрослых. Правда, чтобы оказать это воздействие, важно понимать, как устроен механизм запоминания в период дошкольного детства.

О двух особенностях детской памяти

  • Детская память носит непроизвольный характер

Дети от 1 до 3 лет способны выучить все что угодно без всяких усилий. Наверняка вы замечали, насколько легко малыши запоминают потешки, песенки, стишки. Лучше всего они держат в голове то, что вызывает больше эмоций, формирует яркие образы и ассоциации. Воспользуйтесь этим. Внимательно наблюдайте за ребенком и подавайте информацию в том ключе, в котором малыш воспримет ее лучше всего.

  • Детская память непосредственна

Взрослые могут выделить смысл услышанного или увиденного, запоминая именно его. Мы ставим цель и подбираем эффективные средства для ее достижения. Малыши так сделать не могут. Если мы испытываем трудности с усвоением информации, то используем приемы мнемотехник. Так, учитель русского языка предлагает выучить слова-исключения, в которых «ц» пишется с «ы» с помощью странного предложения «Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц» (использована мнемотехника).

В отличие от нас, дети-дошкольники ещё не могут использовать какие-либо вспомогательные средства для запоминания осознанно. Так что развитие памяти ребёнка во многом зависит от воспитательных действий с нашей стороны.

7 игр на развитие памяти

К трём годам можно и нужно формировать у малыша произвольную память. Вместе с тем стоит помнить, что вне конкретной деятельности крохе сложно удержать что-то в голове. Поэтому эффективнее всего развивать память в повседневных играх.

Магазин

Предложите малышу купить в магазине определённые продукты из 4-5 хорошо знакомых ему наименований.

Праздник у куклы

Запомнить, какие подарки принесут с собой гости (зайка — морковку, медвежонок — бочонок мёда и так далее).

Угадай, кого не стало

В шкаф с прозрачными дверцами на разные полки положите мягкие игрушки. Рассмотрите и назовите, кто где живёт: «Смотри, это лиса. Она живёт на верхней полке. А это — мышка, она живёт на нижней полке». Малыш закрывает глаза, а вы убираете одну игрушку. Открыв глаза, пусть назовёт, кого не стало. По такому же принципу можно сажать игрушки за стол, расставлять определённую посуду каждому участнику игры.

Волшебный коврик

Дети 4-5 лет внимательно рассматривают и запоминают несложный узор из геометрических фигур на листе бумаги. Их задача — выложить на пустом листе такой же узор по памяти. С возрастом количество фигур можно увеличивать, а время на запоминание уменьшать.

Важно помнить, что работа со словесным материалом играет большую роль при обучении в школе, поэтому в возрасте 5-7 лет следует обратить внимание и на развитие словесной памяти.

Угадай, чего не стало

Возьмите 5-6 игрушек малыша и разложите их перед ним в линию. Пусть он назовёт все предметы, а затем закроет глаза (отвернётся). В это время уберите одну игрушку и предложите вновь взглянуть на предметы. Задача ребёнка 4-5 лет — угадать, чего не стало. В 5-6 лет таких предметов может быть 6-8, в 6-7 лет — 8-10. В этой увлекательной игре можно использовать и карточки с иллюстрациями (диких и домашних животных, фруктов и овощей, птиц и цветов).

Тем самым вы развиваете не только память, но и речь, внимание, усидчивость малыша. Когда маме необходимо выполнить срочное дело, эта игра станет палочкой-выручалочкой. Ведь её можно усложнять: увеличивать количество предметов; оставлять всё как было и даже предложить место ведущего самому ребёнку. Уверена, он примет это предложение с воодушевлением.

Что изменилось

Эта игра напоминает предыдущую. Разница в том, что вы меняете местами, к примеру, лепестки цветика-семицветика, добиваясь, чтобы ребёнок произносил: «Красный лепесток был вторым по счёту, а теперь стал пятым». Для усложнения можно оставлять всё как было или добавлять новые элементы. Дети очень любят эти занимательные игры и обязательно придумают индивидуальный способ, доверьтесь им в этом.

Что может быть…

Ребёнку 3-5 лет задайте вопрос: «Что может быть… сладким? (сахар, конфета, мамин поцелуй); …синим (море, небо, платок); …шершавым (скамейка, язык кошки, кора дерева)». Детям старше 5 лет усложните задание, попросив отгадать описательную загадку. Например: «Круглое, румяное, сладкое, сочное… что это?» — «Яблоко!»

В 6-7 лет дети способны завершать предложения такого плана: «О чём можно сказать: «Жёлтое… солнце»; «алый… арбуз»; «хмурое… небо»; «глубокая… лужа».

Использование предложенных игр положительно влияет не только на развитие памяти, но и на умственную деятельность вашего дошкольника в целом.