Образование3 мин.

Для пользы или галочки: зачем детям уроки финансовой грамотности в школе

Разбираемся с экспертом

© Depositphotos

Обязательное преподавание финансовой грамотности в школе закреплено в новых Федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, утвержденных на законодательном уровне в начале июля 2021 года. Часть, касающаяся финансового просвещения, была разработана при активном участии Банка России. Детям с первого класса будут рассказывать о безопасном совершении денежных операций в интернете, а также учить анализировать расходы семьи и составлять финансовый план.

В средней школе учителя расскажут о рисках предпринимательской деятельности, денежных мошенниках и многом другом. Чиновники приняли решение не вводить финансовую грамотность как новый предмет, а вести преподавание новой дисциплины в рамках математики и окружающего мира в начальной школе и обществознания, математики и географии — в средней.

Хорошая ли это идея, что уже с 2021-2022 учебного года именно школа будет давать детям знания о том, как распоряжаться деньгами, «Летидор» разбирался вместе с Еленой Провозен, руководителем департамента исследований и разработок MAXIMUM Education (@maximumtestru).

Елена Провозен, руководитель департамента исследований и разработок MAXIMUM Education

То, чему необходимо учить детей

Эксперты от образования давно поговаривали о том, что учебные программы для школьников не соответствуют тенденциям современного мира и нуждаются в пересмотре. Одной из наиболее удачных идей можно назвать введение курса финансовой грамотности в школах. Ведь современные дети гораздо раньше сталкиваются с необходимостью самостоятельно распоряжаться деньгами (пусть даже и карманными). Кроме того, школьники активно пользуются возможностями всемирной сети, а значит, подвергают себя риску встретиться с мошенниками.

Финансовая грамотность — то, чему надо учить детей (да и взрослых тоже). Вот только формат обязательных уроков вызывает некоторые сомнения. К сожалению, «обязательность» говорит о вынужденной необходимости.

Школы будут вынуждены вводить эти уроки, даже если у них не будет хватать хороших специалистов.

© Visualrian.ru

Принудительное введение часов финансовой грамотности — не лучшая практика

Сейчас к переподготовке учителей подходят достаточно формально. Для того чтобы получить новую «корочку», которая позволяет вести уроки финграмотности, достаточно прослушать несколько лекций по теме и затем пройти тестирование, не погружаясь глубоко в предмет.

Это не гарантирует, что педагог разберется в дисциплине на таком уровне, чтобы преподавать ее в рамках школьной программы. К тому же у учителя всегда есть возможность пропустить часы по этой теме и ограничиться формальным заполнением отчетности: на бумаге будет написано, что ученики получают новые знания, на деле — часы, отведенные под новые темы, пойдут на что-то другое.

Выявить недобросовестный подход поможет только проверка, которая покажет реальный уровень финансовой грамотности детей.

Как сделать уроки по финансовой грамотности действительно полезными

Возможный способ реализации курса финансовой грамотности — внедрение его в качестве факультатива. Это бы помогло ученикам не думать по поводу оценки, а действительно с интересом изучать предмет. Тогда и школы бы вводили курс с уже обученными преподавателями и продуманной программой.

Кроме того, формат дополнительных занятий всегда предполагает больше свободы при использовании образовательных техник. Современных школьников сложно заинтересовать классическими лекциями или написанием конспектов. Подготовка рефератов и зачитывание с листа тоже уходят в прошлое. Сейчас в образовании популярна проектная деятельность и совместная разработка какой-либо идеи. Создание проекта в рамках курса могла бы пробудить в школьниках больший интерес к сфере финансов.

С учениками младших классов на таких уроках можно было бы смотреть мультфильмы, играть в Монополию, устраивать финансовые игры.

© Depositphotos

Чем могут помочь родители

Родители обычно негативно реагируют на любые нововведения, связанные с увеличением часов по школьным предметам. Дети и так перегружены и устают в школе. Они вынуждены не просто осваивать школьную программу, но и готовиться к экзаменам. И это справедливое замечание.

С другой стороны — кто будет заниматься развитием финансовой грамотности, если не школа? Готовы ли такую задачу взять на себя родители? Как показывает практика, все не так просто. Люди снова и снова наступают на те же грабли в отношении финансовых пирамид, телефонного мошенничества и отрицательных кредитов.

Большинство родителей современных старшеклассников росли и учились в то время, когда проблемы невыгодного кредита или похищения данных по банковской карте просто не существовало.

Поэтому взрослые вынуждены руководствоваться или собственным негативным опытом, или информацией из ТВ и интернета.

Мир слишком быстро меняется, а мы лишь пытаемся за ним успеть. Мы не даем рекомендации вовремя, а только решаем уже возникшие проблемы. Чтобы учить финансовой грамотности школьников, мы сами всегда должны быть на шаг впереди.

Фото: Depositphotos, Visualrian.ru