Дети балета: через тернии к звездам
Фото и видео: Вероника Бердина Среди детей, которые выбирают свой профессиональный путь уже в десять лет, особую категорию составляют будущие артисты балета. Они начинают серьезно осваивать профессию, едва окончив начальные классы обычной средней школы - ведь именно в этом возрасте детей принимают в хореографическое училище. В Новосибирске работает единственный за Уралом государственный хореографический колледж, одна из четырех федеральных балетных школ. За 55 лет работы здесь выпустили 690 профессиональных танцоров, многие из которых стали звездами мировых театральных сцен, например, солист Большого театра Семен Чудин – выпускник сибирского колледжа. "Летидор" побывал за кулисами, чтобы расспросить детей об учебе и артистической жизни, понять, каково это - всерьез постигать профессию в столь юном возрасте. Мы также интересовались, как родители решаются на такой отважный шаг: отдать ребенка в суровую балетную действительность. Ведь дети, которые приезжают учиться из других городов, уже в десять лет узнают, как это - быть полностью самостоятельными. К шести вечера театр оперы и балета зашумел своими привычными звуками: паркет в холлах отзывался на стук каблуков стекающихся в зал зрителей, коридоры отвечали эхом нарастающего гула толпы, сцена прислушивалась к последним аккордам репетиций, гримерки наполнялись смехом. Для зрителя, который входит в огромный театральный зал и фойе с лепниной, вечер торжественный и таинственный. А для сотрудников театра и студентов – ответственный, но вполне себе рабочий день, каких в памяти Новосибирской оперы за 67 лет существования накопилось тысячи.
Перед началом В отчетном концерте принимают участие все воспитанники хореографического колледжа - все восемь классов, которые условно делятся на две группы: школьники и студенты. Учащиеся с первого по пятый класс по возрасту и программе обучения соответствуют 5-9 классу обычной общеобразовательной школы. На следующей ступени обучения воспитанников называют студентами, а классы – курсами, с первого по третий.
Несмотря на лето, юные балерины за кулисами ходят в уггах
Колледж – малочисленное учебное заведение, здесь учится всего 150 человек, при этом, если отметить на карте родные места всех учеников, флажки придется поставить на десятках российских городов, среди которых Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Челябинск и Пермь, Екатеринбург и Калининград. Учились в колледже и студенты из Китая и Японии.
Но вот парадокс: при такой очевидной востребованности хорошего хореографического образования, колледж каждый год испытывает недостаток в абитуриентах. Первая и основная причина - в том, что для занятий балетом подходит очень ограниченное количество детей. Чтобы стать профессиональным танцовщиком, нужно иметь специфические природные данные. Во-первых, это характерные для балерин пропорции тела – удлиненные руки и ноги. Внимание обращают даже на шею.
Чтобы попасть в училище, дети проходят строгий отбор
У детей замеряют рост в положении стоя и сидя. Определяют специальный коэффициент. Тело должно быть очень гибким и послушным. Проверяют подвижность тазобедренных суставов (нужна хорошая выворотность ног), особенное строение и эластичность стоп. Ребенок должен легко и высоко прыгать.
Приемная комиссия уже на первом этапе отбора отсеивает 95-98% желающих заниматься балетом. Затем дети, прошедшие отбор, идут на медкомиссию, следом на оценку музыкальности и слуха. Только при наличии всех данных ребенка могут зачислить в колледж. К поступлению невозможно подготовиться - природа либо дает шанс, либо нет.
Александр Шепелев, художественный руководитель колледжа, рассказывает: "Приводит к нам мама ребенка, говорит, что тот подготовлен к учебе, танцует с трех лет. Но он не способен к балету! Танцевать он может сколько угодно, но не в балете! Здесь настолько высокая планка! А бывает наоборот, мы ездим по селам и деревням в поисках учеников, нашли какого-то мальчишку, который вообще не знает, что такое балет, но он способный, природа его одарила!" Александр Николаевич говорит, что в природе очень мало способных к балету детей, а гениальные рождаются вообще раз в 5-10 лет. Поэтому, чтобы набрать в первый класс 20 учеников, требуется отсмотреть больше десяти тысяч школьников. Преподаватели колледжа смотрят не только детей, которые пришли самостоятельно на отбор, но и сами ездят по школам, танцевальным коллективам и ищут потенциальных звезд балета. Александр Шепелев сетует: "Если в 60-70 годы прошлого века советский балет был впереди планеты всей, артист балета и космонавт - это были две самые престижные профессии, то сейчас и космонавтика уже не на том уровне, и в балет перестали детей приводить. Смотреть балет любят, залы всегда переполнены, спектакли нравятся людям, но чтобы отдать своего ребенка учиться – нет. Потому что престиж профессии, к сожалению, упал. Сложился стереотип, что это сложно, безденежно, хотя сейчас крупные театры предлагают хорошие заработки, не говоря уже о ведущих танцовщиках, у которых доход с несколькими нулями". Но у этого спада популярности балетных школ можно увидеть и оборотную сторону: в балет сейчас приходят не в погоне за модой, а только те, кому это действительно нужно. Если пролистать, например, интернет-форумы, темы о хореографическом колледже пользуются большой популярностью. Мамы и папы все еще мечтают увидеть своего ребенка на профессиональной сцене.
Отрывок концерта Если смотреть на выступление из зрительного зала, не сразу понятно, кто на сцене, тринадцатилетние подростки или все же взрослые актеры: те же костюмы, грим, отработанные движения. Танец этих детей сильно отличается от школьных утренников, в которых участвуют их ровесники. На сцене театра нет абсолютно ничего детского. И дело не только в отсутствии небрежности и заметном танцевальном мастерстве, а, скорее, в очень серьезном отношении самих артистов к происходящему. Для "балетных" каждый выход на сцену как экзамен, очередной кирпичик в успехе будущей карьеры. Даже в десять лет, когда другие дети гоняют по двору мяч и играют в куклы, они твердо уяснили: халтурить нельзя, работать нужно много и качественно, только тогда тебе покорятся сцены всего мира. За кулисами только и разговоров, что о балете. Первоклашка Карина взахлеб рассказывает, что всю жизнь мечтала стать балериной, с того самого дня, когда мама впервые привела на спектакль. Даже когда ее убеждали, что это очень сложно, она возражала: "Мне нравится, когда сложно. Это лучше, когда делаешь то, что пригодится в жизни, чем детские годы "пропинать балду" и ничего не добиться".
Внутренняя мотивация Первоклашки в красивых синих платьях щебечут у гримерки. Рассказывают о том, как ходят на спектакли, о занятиях, о своей жизни. Десятилетняя девочка из Омска говорит, что к жизни в общежитии, где обитают все иногородние, привыкала сложно, иногда даже плакала и просилась домой, но теперь льет слезы все реже и своей жизни больше без балета не представляет. Зато самостоятельная "взрослая" жизнь учит многим вещам, которые ее ровесницы еще не делают: она умеет "сама платить за общежитие" и "ходить в магазин". По секрету девочки поделились, что мальчишки адаптируются к балетной жизни гораздо хуже. Их, что вполне понятно, не стимулируют мечты о красивых нарядах и блеске сцены, да и сложности обучения мальчиков быстрее пугают, чем девчонок. В колледже парней на порядок меньше, большинство приводят за руку родители, реализуя собственную мечту, или по совету педагогов. Поначалу мальчишки не так старательно занимаются, стесняются танцевальных лосин. Но годам к 13 это проходит. Владислав, ученик третьего класса, теперь уже точно знает, что «всегда хотел заниматься балетом» и даже пытался убедить, что балет – это сугубо мужская профессия.
Балет как вид спорта Насчет "вида спорта" мальчик, конечно, оговорился от волнения. Хотя, если посмотреть на учебную нагрузку танцовщиков со стороны, то некоторые спортивные тренировки и рядом не стоят с занятиями в танцевальном зале. Серьезный подход к хореографии требует интенсивных занятий. Каждый день по несколько часов физических нагрузок: народно-исторический и дуэтный танец, современная хореография, ритмика, гимнастика. К ним добавляются актерское мастерство, уроки грима, много теоретических предметов: история балета, история театра, мировая художественная культура, философия, социальная психология. В обязательном порядке дети заканчивают и предметы музыкальной школы, учатся нотной грамоте и осваивают игру не фортепиано. Кроме того, после занятий, которые в младших классах длятся с 8.30 утра до 14 часов дня, а в старших до шести вечера, дети проходят сценическую практику, участвуют в постановках театра оперы и балета, а значит, практически каждый вечер репетируют или выходят на сцену. Все это накладывается на уроки по общеобразовательным дисциплинам, которые, конечно, для будущих артистов балета никто не отменял. В обывательском представлении, общее образование в балетном училище преподается несерьезно, на что педагоги колледжа парируют: в истории новосибирской танцевальной школы бывали два-три нетипичных случая, когда выпускники не связывали свою жизнь с миром танцев, а становились бизнесменами, экономистами или, как одна девочка – языковедом со знанием китайского языка. Из чего педагоги делают вывод, что уровень общего образования в хореографическом колледже достаточный для поступления в любой вуз. Но обычно дети, окончив колледж, в профессии остаются, если не артистами балета, то педагогами, балетмейстерами или критиками. Но это реже, обычно дети хотят на сцену, как здесь часто говорят, чтобы "показать себя". Во время концерта за кулисами немного буднично. Не бегают перепуганные педагоги, подгоняя к сцене воспитанников, никто не заламывает руки от волнения, и даже здорового закулисного столпотворения нет, хотя, казалось бы, отчетный концерт. Наверное, это и отличает профессионального артиста – они воспринимают выход на публику как привычное, хотя и очень приятное событие. Девочки, натянув поверх пачек олимпийки, сидят прямо на полу в ожидании своего номера, надевают пуанты или, как их тут называют, "пальцы". Мальчишки шутят между собой, поглядывая на выступающих.
Закулисье Первое, что фиксируется в памяти – дети здесь и правда не такие, как в обычных школах. Их издалека можно увидеть в толпе по прямой осанке и фирменной походке с носка. Эти дети не гримасничают на камеру, а общаются охотно и наперебой. По всему видно, артисты. Я спрашиваю у девчонок, как понять, хорошо артист станцевал или нет. Они отвечают просто: "Все должно быть чисто". Вот эта чистота распространяется абсолютно на все: безупречно нужно выкручивать стопы и тянуть подъемы, делать прыжки и работать в паре, улыбаться, держать спину, выглядеть, безупречно нужно учиться. Как раз отношение к учебе – то, что выделяет воспитанников хореографического колледжа от обычных школьников. Они отдают себе отчет в том, что, если не стараться, не будет ни сцены, ни славы, ни денег. В гримерке во время концерта застаю девочек за чтением тетрадок – готовятся к выпускным экзаменам. Одна из артисток в гримерке – четырнадцатилетняя Тахмина Узакова, дочь знаменитой балерины Нели Алимовой, пришла в балет, потому что всегда хотела быть такой, как мама. А та, в свою очередь, мечтала, чтобы дочь продолжила ее дело. Мама Тахмину наставляет, дает советы, хвалит и критикует не только по-матерински, но прежде всего, как строгий профессионал. Сейчас Неля уже не танцует, преподает в школе художественной гимнастики "классику". Сама девочка тоже, возможно, будет не против профессии педагога, но это потом, сначала надо добиться того, чтобы тебя приглашали танцевать на лучшие сцены мира. Тахмина называет балет "совершенством" и говорит, что расстаться с ним, однажды начав заниматься, невозможно.
Чего боится ученик балетного колледжа Вокруг балета сформировалось очень много стереотипов. Один из самых ярких: балетное закулисье как "серпентарий", где каждый норовит укусить товарища. Со стороны, конечно, это трудно заметить, за кулисами очень дружеская атмосфера. На сцену участников следующего номера провожают объятиями, здесь вообще часто дети обнимают друг друга, настраивая на выступление, поздравляя после. Девочки из четвертого класса рассказали, что они все "как братья", хотя всякое, конечно, бывает.
О склоках и конкуренции Ученики признаются, что физические, а в большей степени психологические нагрузки выдерживать непросто. Иногда берет отчаяние и хочется все бросить и уйти. Даже серьезно занимаясь профессией, они, конечно, не перестают быть детьми. Маму одной из учениц, Дианы Кожуренко, которую удалось встретить во время антракта в холле, родственники и друзья часто спрашивают: "А ты не боишься, что отнимаешь у ребенка детство?". Наталья пожимает плечами: она верит, для ребенка гораздо полезнее заниматься чем-то всерьез с самого раннего возраста. Она рассказывает, что прежде чем отдать дочь в балет, они всей семьей очень долго думали, рассматривали варианты с простыми танцевальными кружками, спортивными секциями, но решили пойти заниматься в профессиональную школу, сначала попробовать, а потом, когда стало получаться, оставили дочь на обучение. "Когда ребенок приходит домой в восемь вечера уставший, с мозолями, разбитыми ногами, болями в спине, его, конечно, очень жалко, - говорит Наталья, - но я понимаю, что дочь занимается делом, которое, к тому же, ей очень нравится, а это для воспитания очень важно". Для всех сомневающихся знакомых у Наталья припасен простой совет:
Спорт для мальчиков, балет для девочек Вот и получается, что в балетной школе учатся только очень сильные дети: телом, духом, волей. Те, кто так и не сумел адаптироваться, уходят обратно в обычную школу, что, в общем-то, считается совершенно нормальным. Из 20-25 учеников класса в среднем только 13-15 человек доходят до финиша и получают диплом о среднеспециальном образовании с пометкой в графе профессия "артист балета". Лишь единицы из них вписывают свои имена в историю большого танцевального искусства. Стоит ли тогда столько сил и здоровья вкладывать в мечту? Для этих детей вопроса не стоит. Как сказала одна из девочек, сцена для нее – "анастезия", лучшее лекарство от всех травм, боли и переживаний, а аплодисменты - сильнейший стимул идти вперед. _ **Читайте также:** Танцевальная школа настоящих парней Боевые искусства для детей: как выбрать Как обучать детей музыке: три методики_