Опубликовано 01 августа 2014, 10:00

Боевые искусства для детей: как выбрать

Как научить ребенка защищаться? С какого возраста можно заниматься боевыми искусствами (и не опасны ли вообще такие занятия для детей)? Какое именно единоборство выбрать?
Боевые искусства для детей: как выбрать

Боевые искусства для детей: как выбрать

Поскольку в обсуждениях школьных конфликтову нас часто мелькал вопрос  «как научить ребенка защищаться», я решил написать небольшое пособие. Что обычно интересует в этой теме родителей? Во-первых, с какого возраста можно заниматься боевыми искусствами – и не опасны ли вообще такие занятия для детей. Во-вторых, какое именно единоборство выбрать? Ведь во времена нашего детства таких секций практически не было. А теперь на каждом углу зазывают в детское ушу, каратэ, вольную борьбу, самбо, айкидо, тхэквондо и разные прочие «до».

Вот эти основные вопросы я и задал двум опытным преподавателям единоборств для детей.

Но для начала – пара советов от себя, с «родительской стороны». Самому мне довелось позаниматься боксом и айкидо у десятка разных тренеров. Но это вовсе не от того, что я много и упорно занимался. Наоборот, я очень неорганизованный. Переезды из города в город, смена мест работы и прочая «творческая жизнь» часто отвлекали меня от тренировок, на каждом новом месте приходилось снова искать подходящую секцию. Мой старший сын частично повторяет этот путь: он занимался уже в трех разных местах. И это не очень хорошо, поскольку каждое переключение – это перерывы, а потом настройка на новые правила и новые коллективы.

Так что первый совет – желательно сразу настроить себя и ребенка на регулярность занятий. Единоборства – это не разовый мастер-класс по выпеканию пряников, а постоянная практика и дисциплина. В этом смысле не очень модная, но местная секция, куда легко и удобно водить ребенка три раза в неделю, может оказаться полезнее, чем какой-нибудь крутой и дорогой зал, до которого тяжело добираться, и вы в конце концов начнете пропускать занятия (а оплату обычно берут за весь месяц, невзирая на ваши пропуски).

Второй совет связан с тем плюсом, который мне дали переключения с одной секции на другую – можно было сравнить разных преподавателей. Однозначных критериев хорошего тренера я конечно не дам. Но одним наблюдением поделюсь: хорошие преподаватели боевых искусств, как правило, немногословны. Японские сенсеи на семинарах вообще практически не разговаривают, только показывают (и иногда очень по-детски хохочут, глядя, как ты за ними повторяешь). Российские преподаватели более разговорчивы, но и тут хороший тренер обычно не бывает болтуном. Так что если вы видите, что тренер закатывает получасовую лекцию со всякими красивыми аналогиями, схемами и умными терминами – то скорее всего, это просто неудавшийся учитель физики, а не мастер боевых искусств.

Ну и третье – стоит прислушаться к желаниям и интересам своего ребенка в отношении выбора секции. Возможно, это не его, а ваше собственное желание научиться драться, причем обязательно ногами, как в любимом кино вашего детства.

Впрочем, это совсем не значит, что ребенок будет с удовольствием ходить на другую секцию, которую он сам выбрал. Дело в том, что стороннее наблюдение и одноразовое посещение - это вовсе не то же самое, что регулярные занятия. Так что нужно пробовать, а затем интересоваться отношением ребенка к секции не только после первого занятия, но и через полгода или год тренировок.

Ну а теперь слово профессионалам. Мои собеседники (кстати, очень немногословные):

Александр Ли – проводит тренировки по айкидо для детей, а также по боксу и карате. 3-й дан Айкидо Айкикай, 2-й дан карате Шотокан, кандитат в мастера спорта по боксу.

Шамиль Вайсуров – ведет занятия по боевому самбо, в том числе для детей. Бронзовый призёр чемпионата мира по боевому самбо (2007), чемпион Москвы по боевому самбо (2008), чемпион России по боям без правил (2009), чемпион международного турнира «Кубок СНГ» по Джиу-джитсу (2011).

– Со скольки лет вы сами занимаетесь боевыми искусствами?

Александр: С четвертого класса. Начинал с бокса.

Шамиль : В 12 лет начал заниматься ушу саньда.

– А теперь, уже с точки зрения вашего тренерского опыта, как вы считаете, когда детям можно начинать заниматься единоборствами?

Александр: Дзюдо, самбо – с десяти лет оптимально, по-моему. Айкидо можно раньше, это не такой травмоопасный вид. Но вообще в любой секции единоборств для детей с пяти-шести лет занятия будут примерно одинаковые: это умение падать, кувыркаться, общефизическая подготовка. Более серьезные вещи изучаются позже.

Шамиль: Боевым самбо лучше заниматься после того, как ребенок уже ходил на несколько направлений единоборств. Когда уже есть база – и ударная техника (каратэ, бокс), и борьба (вольная или самбо). После этого уже можно идти на смешанный стиль. Если такой базы нет, если человек, например, знаком только с вольной борьбой, ему придется отдельно осваивать ударную технику.

Что касается базы... Ребенка пяти-шести лет я бы рекомендовал сначала отдать на самбо или айкидо, там не такие сильные нагрузки. А вообще, своего сына я бы вначале отдал на гимнастику, чтобы у него растяжка появилась. Потом, лет в восемь, отдал бы его на каратэ или Ушу Саньда. Лет с двенадцати – на вольную борьбу. Лет в 14-15 на бокс, и потом уже можно на боевое самбо или mix fight.

– Сейчас многие отдают детей на единоборства раньше, уже с четырех-пяти лет.

Шамиль: Можно конечно. Но лучше в этом возрасте отдать на гимнастику. Понимаете, у ребенка до 6 лет просто нет такой осознанности, они больше играются. Только после 6 лет они более-менее начинают повторять что-то.

Александр:  У нас айкидо с пяти лет занимаются, но это именно общеразвивающая система: умение падать, умение передвигаться, умение контактировать. Сейчас, к сожалению,  у детей вообще исчезает этот момент – общение друг с другом. У всех Интернет, все поодиночке сидят... А у нас говорят: «Зал объединяет». И это касается не только айкидо.

– Тем не менее, когда родители выбирают секцию для ребенка, у них глаза разбегаются от названий боевых искусств. Может, вы скажете пару слов о том, чем все-таки отличаются разные единоборства, как их выбирать?

Александр: По моему опыту скажу: зависит от ребенка. Я на секции по рукопашному бою вижу часто детей, у которых нет спортивной злости, они по природе неконфликтны. Айкидо для таких – наиболее оптимальный вариант. Это почти как физкультура.

А бывают дети, «заряженные на победу», очень мотивированные бойцы – вот им лучше заниматься боевыми единоборствами, где есть спаринги, соревнования, где приветствуется этот дух борьбы. Я сам много практиковал каратэ, там особая система отбора, и цели четкие – и у трениров, и у детей. Люди, которые хотят просто поправить здоровье, в такой системе не задерживаются.

Если выбирать между каратэ и боксом как системой – на мой взгляд, конечно каратэ. Больше техник, включая элементы борьбы и того же бокса. Вольная борьба тоже сама по себе очень насыщенная. А вот тхэквондо – совсем непонятная для меня система. Бросков нет, ударов руками нет. Хотя, еще раз замечу, выбор зависит от личности.

Шамиль: Во всех направлениях есть свои плюсы, поэтому для практического применения лучше изучить не одно, а разные направления. Айкидо чем хорошо: учит уходить от атаки, защищаться. Но это не всегда помогает, скажем так. Нет ударов. А в тхэквондо используются только обозначения ударов: они не вкладываются в удар, это как пощечину дать – на практике не очень эффективно.

Бокс – хороший практический вид единоборства. Но в боксе надо успеть попасть в голову. Не успеешь – борец тебя может кинуть. Кудо – тоже хорошо, там много работы ногами, но зато другие техники не используются. Так что в жизни лучше «смешанный стиль».

– А если ребенка в школе обижают, и родителям хочется быстро обучить его какому-нибудь единоборству?

Шамиль: Я бы советовал отдать на индивидуальные тренировки. В группе быстро не обучиться.

Александр: Я предпочитаю, чтобы дети занимались в группах. Хотя индивидуально можно отработать какие-то техники, если есть четкая цель. Но это больше для взрослых.

Если ребенка обижают, конечно, можно рекомендовать секцию боевых искусств – самбо, бокс. Но это ведь палка о двух концах. Если он научится на секции драться, он может начать таким образом «выяснять отношения» и в других случаях. Так что айкидо в этом смысле предпочтительнее. Однако в айкидо нужно гораздо больше времени, чтобы себя уверенно чувствовать. Часто бывает, люди начинают с бокса или каратэ, а потом уже приходят к айкидо.

– По количеству и продолжительности занятий что вы порекомендуете?

Александр: Для детей до 10 лет оптимально будет три раза в неделю, по полтора часа – это если групповые тренировки. Или по часу, если индивидуальные. Для детей этого достаточно. Ну а для тех, кто старше... Вообще считается, что если человек хочет достичь профессиональных высот, то надо заниматься по 6 часов в день.