Образование5 мин.

А как у них: какие иностранные языки учат американские и британские школьники

И насколько хорошо ими овладевают

© Freepik.com

Давайте представим, что за одну ночь мир изменился. Отныне языком международного общения является русский! Долой постылое «London is the capital of Great Britain», теперь очередь иностранцев зубрить «Москва – столица России»! А мы будем отдыхать. Или не будем? Что нам теперь делать-то? Надо ли изучать другой язык и другую культуру, если это не обязательно?

Ой, а ведь это уже не фантазия, а совершенно реальный и очень непростой вопрос! Интересно, как отвечают на него взаправдашние носители языка, на котором разговаривает весь мир?

Мы попросили редактора Puzzle English Ирину Лексину (puzzle-english.com) рассказать о том, какие иностранные языки изучают англичане и американцы и насколько хорошо ими овладевают.

Рассмотрим Англию, Шотландию, Северную Ирландию, Уэльс и США.

Ирина Лексина, редактор онлайн-платформы для самостоятельного изучения английского языка Puzzle English

Англия

Традиционно самые популярные иностранные языки в английских школах – французский и немецкий.

По-французски говорят ближайшие соседи, а немецкий считается «языком науки».

Согласно статистике, растет популярность испанского: возможно, через пару десятилетий французскому придется потесниться.

Но если рассматривать преподавание и изучение языков в целом, то в Англии с этим, к сожалению, все очень непросто.

В 2004 году «современный иностранный язык» убрали из списка обязательных экзаменов GSCE (аналог нашего ОГЭ, который все британские дети сдают в 16 лет). Результаты не заставили себя ждать.

В 2012 году англичане побили европейский антирекорд: 62% жителей Британии не владели никаким другим языком, кроме английского.

Даже детям из семей мигрантов не удавалось сохранить родную речь.

Конечно, в дорогих частных школах дела обстояли получше. Но в государственных учебных заведениях обязательные уроки иностранного языка длились у школьников только три года – с 11 до 14 лет. Тот, кто все-таки сдавал экзамен по выбору, рисковал попасть в колледж или вуз, в программе которого языки отсутствовали. Для 90% школьников языковое образование после экзамена GSCE полностью прекращалось.

Министерство образования признало ошибку и попыталось принять меры.

Сегодня изучение иностранного языка в школах начинается с 7 лет.

© Pexels-photo

Упор делается на культуру страны изучаемого языка, поскольку так детей легче заинтересовать и замотивировать.

С 2017 года языки снова вернули в список обязательных экзаменов, причем постарались учесть многонациональность и мультикультурность современного британского общества. Теперь школьник может выбрать либо современный язык (диапазон очень широк, от французского до китайского и русского), либо один из древних (латынь, древнегреческий, библейский иврит). Также 24 университета ввели языки в учебные программы.

Все эти идеи хороши, но школьные учителя не спешат радоваться. Вот несколько проблем, которые выявили исследования 2020 года.

Обучение младших школьников часто сводится к одному игровому уроку в неделю. Учителей обязуют увеличивать время, посвященное языку, за счет других уроков (например, если дети изучают основы китайского, то они поют на уроке музыке китайские песенки).

Это означает переподготовку и дополнительную нагрузку для педагогов.

Не во всех школах Англии есть возможность преподавать все языки, которые пожелают изучать ученики. Эта проблема особенно остро стоит в деревнях. Нередко бывает так, что в начальной школе дети познакомились с одним языком, а потом вынуждены с нуля учить другой: нет учителей. Квалифицированных преподавателей иностранных языков в стране недостаточно, приходится приглашать специалистов из-за границы.

У школьников большие проблемы с мотивацией. Иностранный язык считается «сложным» предметом, за который трудно получить высокий балл. Никто не гарантирует, что язык пригодится во взрослой жизни – для работодателя достаточно, чтобы ты владел английским. Особенно сильно упала мотивация после «Брекзита» (выход Великобритании из Европейского Союза): родители говорят, что эта Европа никому не нужна, учитель больше не уверяет, что ты после школы найдешь работу за границей. Так зачем вообще напрягаться?

Считается, что иностранный язык нужно учить, чтобы понимать других людей. Но разговаривать получается только с одноклассниками на уроках в школе пару раз в неделю. На поездки за границу у государственных школ часто нет денег.

А с наступлением пандемии стало совсем непонятно, кто куда поедет и кто с кем будет общаться.

© Pexels-photo

Шотландия, Северная Ирландия, Уэльс

В каждой из этих стран, входящих в состав Соединенного Королевства, есть свой малый язык – шотландский гэльский, ирландский гэльский, валлийский. Их тоже изучают в школах и стараются сберечь, что не так-то просто при наличии удобного и общепринятого английского.

В Уэльсе и Северной Ирландии в государственных школах учителям особенно сложно. Теоретически все дети в этих регионах должны быть билингвами. На практике оказывается, что языковых часов в школах недостаточно (в Уэльсе в некоторых школах получается проводить всего один урок валлийского раз в две недели).

Тут уже не до французского.

Немного лучше дела обстоят в Шотландии, в которой недавно приняли языковую программу «1+2». Согласно ей, все дети должны знать ОДИН родной язык – тот, на котором у них говорят дома, будь то шотландский гэльский, китайский или польский. Плюс ДВА других – английский и еще какой-нибудь по выбору. Неизвестно, как сложатся дела, но пока программа выглядит перспективной.

© Pexels-photo

США

Три самых популярных иностранных языка в Америке – испанский, французский и немецкий.

Интересно, что мода на тот или иной язык в Штатах нередко зависит от политики.

После Второй мировой войны появился интерес к японскому языку, после запуска спутника – к русскому, а по мере роста экономического и политического влияния Китая стал набирать популярность китайский.

По наблюдениям американских учителей, школьники и взрослые нередко ссылаются на культурный стереотип: американцы «не отличаются способностями» к языкам. Но учителя категорически не согласны: способности есть у всех, а вот учебные программы нуждаются в доработке. Некоторые ситуации заставляют вспомнить Великобританию. Изучение иностранных языков начинается только в средней школе (а иногда и в старших классах). Если вообще начинается – по данным 2017–2020 годов, лишь 20% американских школьников изучают в школах другие языки, кроме английского. Для вузов цифра еще меньше: всего 7,5% студентов, причем языковая программа иногда охватывает только один или два семестра. Квалифицированных преподавателей не хватает. Недостаток мотивации у учащихся тоже налицо.

Сколько бы учителя не твердили про «расширение кругозора» и «развитие когнитивных способностей», дети отлично понимают, как им повезло с родным языком, и предпочитают поберечь время и силы для других предметов.

Хотя практичность порой мешает американцам, иногда она же становится способом решения проблемы.

В США владение двумя и более языками считается большим плюсом в резюме!

Да и преподаватели, как оказалось, не просто так талдычат о том, что язык помогает изучить другую культуру. До недавнего времени все верили, что английского достаточно для бизнеса. Теперь хороший тон – постараться понять, как партнер мыслит, каковы его ценности и убеждения. В мире достаточно людей, которые не говорят по-английски. Так что без иностранных языков британцам и американцам не обойтись!

Фото: Freepik.com, Pexels-photo