7 предложений министра просвещения, которые вас приятно удивят
Каждый год накануне Первого сентября министр просвещения РФ Ольга Васильева проводит Общероссийское родительское собрание, где отвечает на самые актуальные вопросы учителей и родителей, поступившие через соцсети, а также во время прямой связи с регионами.
Мы выбрали самые интересные предложения министра, которые она озвучила в ходе собрания.
Сократить учителям документооборот
Ольга Васильева отметила, что сейчас ведомство готовит законопроект, регламентирующий количество документов, с которыми будет работать учитель.
«Мы оставляем 4 документа, с которыми должен работать учитель: его план, тематический календарный план, журнал и дневник»,
— заявила министр.
Читайте также
Остальной документооборот — это бумаги, которые учителя пишут по указанию вышестоящих проверяющих организаций. Васильева добавила, что это происходит потому, что «местные власти в силу разных причин не хотят зайти на сайт школы и взять там все необходимое и просят эту отчетность для вышестоящей проверяющей инстанции».
Министр согласилась, что с таким количеством бумажной работы вперед двигаться трудно, и отметила, что для всех проверяющих органов вся информация всегда должна быть опубликована на сайте школы.
Одна из главных целей для Министерства просвещения РФ — вхождение российской школьной системы в десятку лучших в мире.
Васильева отметила, что показатели наших школьников на международных тестированиях зависят в том числе от обладания навыком функционального чтения (то есть понимать прочитанное и применять это для решения задачи).
Так, согласно последнему международному тестированию PIRLS (2016 год), которое проводят среди четвероклассников для проверки того, как школьники читают и понимают текст, Россия заняла первое место (среди 35 стран).
Следующий международный тест, который сравнивает знания наших учеников (уже 4-х и 8-х классов) с успехами их сверстников из других стран в области естественно-научных и математических знаний, — TIMSS. Здесь российские школьники держатся уже на более низких позициях, но по-прежнему входят в десятку лучших (на 7-м месте).
Следующий тест, оценивающий научную, математическую и читательскую грамотность школьников, проводят среди 9-х классов (PISA).
И тут Россия скатывается до 32-го места из 72.
Министр просвещения уверена, что виной тому то, что наши школьники к 15 годам теряют навыки функционального чтения. Васильева отметила, что часто подростки на просьбу передать смысл текста одним предложением пишут его название или вопрос.
Также министр заверила, что ведомство бросит много сил на то, чтобы учителя по всей стране смогли вернуть детям такой важный навык!
На вопрос мамы, не стоит ли ввести по физкультуре, ИЗО и музыке вместо оценок систему зачет/незачет, Ольга Васильева отреагировала положительно и отметила, что считает это предложение целесообразным.
«Физкультура, музыка и ИЗО — считаю целесообразным ввести зачет.
<...> Я много лет преподавала в школе и вузе, все дети разные, я знаю, я ставила оценки за старание, потому что у всех разная память, разные возможности восприятия материала. Я ставила высокие оценки, зная, как человек трудится», — добавила Васильева в ходе Общероссийского родительского собрания.
Еще один вопрос, который министр подняла на собрании, — недостаточное количество уроков географии в школах.
Она отметила, что вместе с коллегами будет заниматься этим вопросом.
«Мы внимательно будем думать, что с этим делать, потому что дети и так перегружены. Но то, что одного часа недостаточно, — это точно»,
— уверена министр.
Отвечая на вопрос мамы из регионов, зачем детям второй иностранный язык, когда они не могут нормально освоить первый, Васильева с пониманием отнеслась к негодованию женщины и ответила, что в обновленных Федеральный стандартах Минпросвещения решение о введении второго языка отдадут на откуп самим школам.
Министр уточнила, что изучение первого иностранного языка даже не обсуждается: «Хотим мы, не хотим, а английский мы должны знать», а вот по второму языку решение принимает сама школа.
Также Васильева, обращаясь к школам, добавила, что не следует вводить дополнительный язык только «для галочки».
Поскольку есть большая проблема с обеспечением регионов учебниками и учебными пособиями по языкам коренных народов, Минпросвещения совместно с Федеральным агентством по делам национальностей приняло решение создать Фонд развития национальных языков.
Этот фонд, как рассказала Васильева, «до конца ноября 2019 года должен приложить все усилия, чтобы создать 64 учебника по 8 языкам для начальной школы (предметы «Родной язык» и «Родное чтение»)».
После чего учебники, по заверению министра, должны пройти экспертизу и войти в Федеральный перечень учебников и таким образом стать бесплатными учебными пособиями для регионов.
Отвечая на вопрос, как поднять статус учителя в обществе, Васильева сказала, что, это среди прочего нужно делать с помощью хорошего кино о школе.
«С момента выхода фильма Ростоцкого “Доживем до понедельника” не было создано ни одного фильма о школе, утверждающего великую миссию учительского труда»,
— сказала Васильева, отметив, что не раз озвучивала свою инициативу «снять фильм о школе» министру культуры, однако дело тормозится из-за проблемы найти действительно хороший сценарий.
Министр отметила, что «мы с напором можем говорить про свои недостатки, каждый день посыпать себя пеплом, но почему-то у нас не получается с таким же напором рассказывать о наших успехах, которых у нашей школы немало».
Фото: Visualrian.ru, VOSTOCK