6 вопросов, которые стоит задать себе, прежде чем переводить ребенка на семейное образование
Чем ближе сентябрь, тем больше тревог и волнений охватывает родителей нынешних и будущих учеников. Все больше взрослых, не разделяя ценностей и методов традиционной школы, в надежде сохранить в детях огонь познания, уберечь от шаблонов, выбирают хоумскулинг.
Если вы тоже присматриваетесь к этому варианту, то советуем вам прочитать книгу мамы хоумскулера, журналиста и консультанта по вопросам семейного образования Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы».
С разрешения издательства мы публикуем отрывок из книги, в котором автор разбирает 6 вопросов, которые родитель должен задать себе, прежде чем забрать ребенка из традиционной школы.
Страхи перед семейным образованием
Древняя восточная мудрость гласит: «Нет ничего страшнее, чем жить в эпоху перемен». И это так. Все, что нарушает привычный уклад, — в масштабах страны или отдельно взятой семьи — пугает неизвестностью.
Переход на домашнее обучение — шаг серьезный, и любая семья терзается сомнениями. К счастью, они временны и в большей или меньшей степени однотипны.
Как ребенок будет обходиться без общения с одноклассниками?
Мы с вами уже разобрались в том, что необходимость школьной социализации — не больше чем стереотип и миф. И без общения, поверьте, ваш ребенок не останется (подробнее в главе 4). Если он уже успел поучиться в школе, одноклассники никуда не денутся: их можно приглашать в гости, с ними можно гулять, общаться в мессенджерах, можно наносить гостевые визиты в школу, если есть желание.
Мой сын, например, в первый год хоумскулинга периодически ходил в гости в школу. А потом школьные приятели отошли на второй план. Лева потихоньку обзавелся разновозрастными друзьями, на многочасовых прогулках с которыми они ищут аномалии, устраивают соревнования по футболу и катанию на скейтбордах и даже строят самолет.
Переводя ребенка на домашнее обучение, вы должны подумать о том, где, кроме семьи, он сможет найти качественное общение.
Хочу предупредить: секции — отличная вещь, но большинство из них нацелены на достижение результатов, а не на общение. А это особенно актуально для детей младшего школьного возраста, которых родители привозят прямо перед занятием и забирают после.
А вдруг я не смогу объяснить ему то, что толком не знаю сам(а)?
Учить ребенка — не так сложно, как кажется. Школьная программа рассчитана не на вундеркиндов, а на середнячков. И уж если ее способны освоить тридцать человек в классе, то стоит ли сомневаться, что ее сможет изучить ребенок в ненапряженной домашней обстановке да еще и при помощи взрослого (по мере необходимости, разумеется)? Другое дело, что школьная программа представляет собой набор не связанных между собой фактов и учебных дисциплин. Но можете быть уверены: учитель физически не сможет уделять каждому ребенку столько времени и внимания, сколько могут родители.
Кроме того, мы живем в прекрасное время, когда каждый человек имеет не только неограниченный доступ к информации, но и сам выбирает форму ее подачи.
Хоумскулеры могут смотреть увлекательные фильмы BBC, заниматься математикой с помощью онлайн-тренажеров, иностранным языком по Skype, слушать лекции лучших преподавателей мира. Конечно, вам придется потратить немало сил и времени, чтобы выстроить систему обучения, подходящую для вас и вашего ребенка, но результат точно того стоит.
А если нам не понравится? Что тогда?
Если вдруг это произойдет (никто от разочарования не застрахован, такое бывает), ребенок в любой момент сможет вернуться в школу. Это законно, и никто не вправе воспрепятствовать вашему решению.
А если я не потяну, ведь семейное образование — это дорого?
Я часто слышу: «Семейное образование — для тех, у кого много денег, середнячкам такое не потянуть». Далее я развенчаю многие стереотипы о хоумскулинге, в том числе о его высокой стоимости.
Хоумскулинг не менее доступен в финансовом плане, чем обычное очное обучение.
Минус покупка учебников (вы сможете пользоваться электронными версиями учебников, или выбирать самостоятельно, где и по какой цене купить выбранные вами, а не навязанные школой пособия, или вообще отказаться от их использования), минус школьные сборы, минус проезд и т. п. — и вы даже остаетесь в плюсе.
К тому же в ряде регионов страны родителям, обучающим своих детей вне школьных стен, выплачивается компенсация из местного бюджета (к примеру, в Пермском крае, где аттестовывался Лев, в 2016/17 учебном году сумма выплат равнялась 5–9 тысячам за одну учебную четверть).
А сэкономленные деньги можно потратить на секции, кружки, развлечения и книги.
По крайней мере именно так поступаем мы с сыном. Стоимость даже платных кружков вполне сопоставима со сборами в фонд класса и школы, сомнительного качества рабочими тетрадями и т. п.
Вместе с тем нужно быть готовым к тому, что ребенку понадобится помощь репетитора. Это вовсе не обязательно, но, например, у Левы есть педагог по французскому языку: я не знаю языка и не могу помочь сыну, поэтому он готовится к аттестации во французской школе с другим человеком.
А что скажут люди?
Действительно, многим из нас важно мнение окружающих. Что они подумают, что скажут, если мы нарушим общепринятые нормы и разрешим ребенку не учиться в школе? Когда родители делятся со мной подобными страхами, я задаю им встречный вопрос: а почему, собственно, вас это так волнует? Ведь речь идет о вашей жизни, и то, какой она будет, решать только вам.
В конце концов, что важнее — чужое мнение или счастье своего ребенка?
Вопрос этот риторический, и он становится решающим в ходе разговора.
А еще я стараюсь «говорить о вкусе устриц с теми, кто их ел» и уж точно никого не убеждаю в правоте своего выбора. Иногда даже, чтобы подыграть негодующим, отвечаю: «Да, мы решили растить Маугли!»
Непонятно, как все эти новшества отразятся на ребенке в будущем — может, мода пройдет, а нам придется жить с последствиями?
Смею напомнить, что семейное образование — это не очередная тенденция, навеянная модой. «Моде» этой не одна сотня лет, и список имен великих людей, не обучавшихся в массовой школе, дает основания думать, что плоды домашнего обучения могут быть очень щедрыми.
Вот что говорит детский и семейный психолог Ольга Головнина: «Чтобы расправиться со страхами, сначала нужно хорошо подумать — кому нужно семейное образование. Так удобно вам, родителям? Вы не хотите отпускать ребенка от себя и желаете управлять его мыслями и временем? Или вы сомневаетесь в системе образования? Есть ли у вас самих четкая система в голове, как вы будете обучать вашего ребенка, в том числе и в старших классах?
Ответить себе нужно очень откровенно, хорошенько подумав прежде.
И если четкая система есть и обучение дома — действительно для ребенка, то, как говорится, вперед! А про осуждение со стороны… У вашей семьи есть выбор, и не стоит обращать внимание на слова людей, тем более если они некомпетентны в этом вопросе. В любом случае всегда будет позиция и контрпозиция».
Если же ваше решение перейти на семейную форму обучения непоколебимо и перспектива учиться дома не угнетает, а вдохновляет, то все сложности преодолимы и самое время дерзать!
Фото: VOSTOCK