Образование

5 упражнений речевой гимнастики, которые помогут ребенку выговаривать звуки

Логопед Анастасия Сперанская рассказывает, что такое речевая гимнастика и зачем она нужна детям. А также делится простыми упражнениями, которые не займут больше семи минут.

Обычно у нас не возникает вопросов, почему нам нужно делать регулярные физические упражнения. Активность дает нам держать себя в форме и поддерживает наш жизненный тонус.

Если с утренней зарядкой и пробежками все понятно, то зачем нам речевая (другой название — артикуляционная) гимнастика?

Как ни странно, все за тем же. Она нужна для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

В нашей нервной системе есть проекционные зоны, которые принимают сигналы от разных частей тела. Проекционные зоны, принимающие сигналы от мышц речевого аппарата и рук (пальцы и кисти) занимают в нашем мозге больше пространства, чем зоны, отвечающие за сигналы от других частей тела.

Это значит, что наши пальцы и речевой аппарат могут выполнять очень тонкие моторные действия, гораздо более точные, чем, например, ноги.

Но только при условии, что мы будем соответствующе их развивать.

Для того чтобы ребенок научился произносить все звуки и мог связать их в единую речевую мелодию, необходима очень детальная настройка этих мышц, это позволяют сделать регулярные занятия речевой гимнастикой.

Она развивает не только силу, но также точность и плавность артикуляционных движений. Настраивая правильным образом речевой аппарат, мы учимся правильно дышать: тренируем сильный речевой выдох, от энергии которого зависит, как мы произносим все звуки.

Когда у детей есть проблемы с развитием артикуляционного аппарата, без речевой гимнастики не обойтись.

Нарушения, вызванные этими проблемами, неизбежно скажутся на произносительной стороне речи.

Логопеды используют речевую гимнастику в нескольких случаях:

  • если у ребенка отсутствуют/ заменяются звуки,

  • если у ребенка дизартрия,

  • если необходимо выработать четкую и правильную артикуляцию, например, телеведущему, оратору, экскурсоводу.

Постановка звуков всегда начинается с речевой гимнастики. Длительность и интенсивность занятий зависит от состояния мышц речевого аппарата, наличия различных рече-языковых нарушений, готовности нервной системы ребенка к развитию орального праксиса (возможности целенаправленно управлять мышцами языка, губ, щек).

После того, как мышцы достаточно развиты, получается приводить их в правильную артикуляционную позу, логопед ставит звук.

«Включить» новый звук в речь — тоже дело непростое, это может занять некоторое время: сначала звук закрепляется изолированно, затем — в слогах, словах, и только после этого вводится непосредственно в речь.

Если торопить ребенка, «перепрыгнуть» через этап, то последствия могут быть разными — от искажения и неправильного произношения до полного исчезновения звука. Поэтому я призываю родителей тщательно работать дома, выполнять артикуляционную гимнастику и не спешить.

5 упражнений для развития речи

Самые базовые упражнения, которые логопеды делают с учениками, направлены на развитие подвижности, а также учат ребенка целенаправленно совершать движения языком и губами.

Упражнение «Заборчик-трубочка»

Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Сомкнуть губы и вытянуть трубочкой.

Упражнение «Качели»

Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку.

Или более сложный вариант: поднять язык за верхние зубы, опустить и поставить за нижние и так далее.

Упражнение «Часики»

Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и узким кончиком языка тянуться в разные уголки рта.

Упражнение «Лошадка»

Цокать языком, как лошадка.

Упражнение «Варенье»

Облизать верхнюю губу, а затем нижнюю по кругу.

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!

Фото: Shutterstock.com