Образование

5 простых способов заинтересовать ребенка искусством (без похода в музей!)

C чего начать разговор с ребенком о прекрасном.

Интерес к искусству, как, впрочем, и к обучению в целом, у детей не возникает сам по себе. Но чтобы его привить, не обязательно быть искусствоведом или иметь педагогическое образование. Ольга Чуворкина, куратор образовательных программ платформы «Синхронизация» и автор курса для детей «Как не заскучать в музее», подготовила пять простых лайфхаков, которые помогут поговорить с ребенком о «прекрасном».

1. Позвольте ребенку управлять ситуацией

Знакомство с искусством должно быть в радость. Не имеет смысла перегружать сознание ребенка именами художников или терминами разных стилей. Покажите ему, что он сам решает, на что и как смотреть.

С чего начать? Попросите ребенка найти вмузее или альбоме репродукцию, передающую его настроение. Главное не навязывать ему свои художественные предпочтения и оценки: скорее всего ребенок не разделит наших пристрастий или замкнется на том, что «нравится маме».

Затем попробуйте угадать, почему ребенок выбрал именно эту картину. Задавайте наводящие вопросы : они помогут охарактеризовать работу, обратят внимание на детали, а эпитеты и яркие сравнения станут незаменимым инструментом в описании своего состояния.

2. Возьмите интервью у картины

Верный способ познакомиться — завязать общение. При первой встрече с человеком мы пытаемся выстроить с ним диалог, задавая вопросы.

Картина или скульптура не сильно отличаются от человека.

Произведение искусства хранит в себе индивидуальность мастера, его характер, мысли и интересы и готово нам о них рассказать.

О чем можно спросить искусство? Начните с самых простых вопросов-уточнений — 5 вопросов, которые так любят англичане: кто/что, когда, где, почему и как ( кто изображен, где происходит все действие, почему герои выглядят именно так и т.д. ). Прием универсальный и работает безотказно для любого возраста. Когда ребенок привыкнет к формату «интервью», попросите его задавать вопросы самостоятельно.

3. Не бойтесь ошибиться

Очень часто дети стесняются свободно рассуждать о картине, не зная наверняка правильного ответа. Причина — страх ошибиться.

Помните, что в разговоре об искусстве не может быть «правильной» или «неправильной» точки зрения, но любое мнение должно быть обосновано.

Пусть при ответе на вопросы ребенок предлагает самые невероятные варианты развития событий, импровизирует. Сравнение с рекламой, клипами, компьютерными играми в данном случае только на пользу.

4. Покажите, что искусство не только в музее

Искусство не ограничивается только арт-объектами, стилями и жанрами, искусство – это отражение эпохи, «живой материал». Если говорить о живописи напрямую сложно, попробуйте начать с тем «около». Возможно, ребенок увлекается каким-то видом спорта, у него есть хобби или любимый предмет в школе.

Например, в 2011 году в США компьютерные игры были признаны отдельным видом искусства.

Обсуждение любимой компьютерной игры может стать мостиком между миром прекрасного и тем, что ребенку уже знакомо и интересно.

5. Позвольте ребенку почувствовать себя художником

Произведение искусства не просто объект, это отражение эпохи, результат долгих поисков и размышлений. Чтобы понять ход мысли художника, порой нужно попробовать встать на его место.

Попросите ребенка изобразить какую-то эмоцию, мысль или ситуацию в виде рисунка или коллажа (например, из заранее заготовленных цветных геометрических фигур можно сложить образ солнечного/дождливого дня, фантастического радостного или опечаленного героя и т.д.).

А еще нарисовать автопортрет — он расскажет о настроении или интересах юного художника.

Такие задания позволят ребенку почувствовать, что искусство — инструмент познания другого человека и себя, язык, на котором можно говорить о самых разных явлениях.

По сути, приобщение к искусству — это воспитание ребенка открытым, восприимчивым и думающим, умеющим рассуждать и аналитически мыслить.

Наша культура уже давно не вербальна, большую часть информации мы получаем именно с помощью визуальных каналов. Но легко ли соединить два разных кода и облечь в слова самые очевидные вопросы, эмоцию или мысль?

Этому переводу мы и учимся, обращаясь к искусству. А еще учимся слышать, чувствовать, понимать и выражать себя.

_ Фото: предоставлены платформой «Синхронизация», курс для детей «Как не заскучать в музее»_