Образование

4 необычных способа занять ребёнка на прогулке зимой

Педагог и психолог Светлана Пятницкая рассказывает, как разнообразить прогулку с ребенком в самое холодное время года.

Не все родители любят гулять зимой и сокращают вылазки из дома до 30-40 минут в день. Но даже за это время можно многое рассмотреть, попробовать и научить малыша чему-то новому.

Игра «Следопыт»

В снежное морозное время, помимо традиционных зимних забав вроде катания на санках и ледянках, лыжах и коньках, детям можно предложить поиграть в «Следопытов». Для этого внимательно присмотритесь к следам, которые оставляют вокруг прохожие, коляски, машины. Попробуйте отыскать одинаковые следы, повторив маршрут пешеходов. Задавайте вопросы: «Как ты думаешь, кто оставил этот след: взрослый или ребёнок? А этот след принадлежит мужчине или женщине, как полагаешь? В каком направлении шёл этот человек? Какая проехала машина: легковая или грузовая?». Эта игра превосходно развивает наблюдательность, внимание, быстроту реакции.

На свежевыпавшем снегу хорошо прослеживаются многочисленные цепочки следов птиц — ворон, воробьёв, голубей. Предложите ребёнку определить, кто из птиц топтался возле кормушки, что клевали, несколько птиц или одна. Обратите внимание, что по следам крыльев и хвоста на снегу можно понять, где взлетали, а где садились птицы. Ворона ходит важно, неспешно — следы от её лап крупные, поочерёдные. Воробьи скачут, поэтому их следы парные и мелкие. Голуби оставляют отпечатки мельче вороньих, но крупнее воробьиных.

«Снежная книга»

Снег в лесу распределяется неровно: под крупными деревьями его меньше, из-за того что он задерживается на ветках. Предложите ребёнку прочитать «снежную книгу» леса. Жухлые листья, опавшие ветки, семена и мусор говорят о том, что был сильный ветер и весь этот «урожай» сорвало с деревьев и кустарников. Обглоданные еловые шишки под деревьями означают, что ими лакомилась белка.

Обращайте внимание ребёнка на красоту зимнего пейзажа: на блеск снега в лучах солнечного света и огнях фонаря, на тёмно-зелёное убранство елей, на запорошенные инеем или снегом кустарники и деревья. Красота зимнего леса пробуждает эстетические чувства ребёнка. В пору дождей стволы деревьев были тёмными, а снег укутал их белым одеянием. В снежную погоду шапки от осадков на кронах деревьев так велики, что сильно сгибают их ветви. В этом случае можно вызвать детское сочувствие, объяснив ребёнку, какая тяжёлая ноша лежит на дереве, как нелегко ему держать снег. Зимой всегда хорошо просматриваются стволы и кроны деревьев и кустарников, их отличие между собой. Можно даже снять ненадолго варежки, чтобы внимательно изучить их рельеф. Обратите внимание малыша на то, что у дерева один толстый ствол, а у кустарников — много тоненьких стволов, похожих на веточки.

«Птичья столовая»

Остающиеся на зимовку птицы к концу осени тянутся к жилью людей, выискивая места возможного прикорма. Подумайте вместе с ребёнком об устройстве кормушки и подкормке птиц. Сейчас выбор кормушек весьма разнообразен. Это могут быть как готовые варианты, так и детали для совместной сборки. Самое главное — посильная помощь со стороны малыша, ведь благодаря этой деятельности он узнает, для кого и как изготавливается кормушка.

Когда кормушка будет готова, устанавливать её следует так, чтобы её хорошо было видно из вашего окна или там, где вы часто гуляете. Важно заинтересовать и привлечь малыша к регулярному сбору корма. Первое время стоит вместе собирать в контейнер остатки сухой каши, добавить туда немного пшена, семечек, геркулеса, несолёного свиного сала, а затем высыпать эту смесь в кормушку. Для ребёнка станет большой радостью, когда его труды увенчаются успехом и в «птичью столовую» прилетят первые крылатые гости. Благодаря рассказам он осознает, что помогает птицам в трудное для них время своим вниманием, участием, заботой.

С нашей помощью кроха учится содержательно наблюдать за птицами. Для этого ставьте конкретные цели наблюдения, задавая вопросы. Например: как выглядят птицы, которые прилетают к кормушке? Одинаковые ли они? Как они называются? Обрати внимание, клюют ли птицы корм внутри или вылетают с кормом из «столовой». Как птицы относятся друг к другу: клюют рядом или ссорятся, прогоняют друг друга? Что происходит под кормушкой? Есть ли там следы, и если есть, то чьи они? Пернатые прилетают к кормушке в любую погоду или нет, по какой причине?

«Карусель снежинок»

Предложите ребёнку рассмотреть снежинки, что падают с неба. Обычно они имеют форму звезды с шестью лучами, встречают также те, что похожи на пластинку или цветок. При сильном ветре летят очень мелкие снежинки. Если на улице слишком холодно, то снежинки выпадают в форме твёрдых и крупных звёздочек. При слабом морозе высыпает «крупа». Когда снег будет хрустеть у вас под ногами, обратите внимание малыша, что этот звук исходит от ломающихся «тел» снежинок.

Наблюдение за кружением снежинок в свете фонаря, кормление птиц, изучение птичьих следов — все это останется в детской памяти надолго и поможет развить природное любопытство. Не обесценивайте эти чудесные моменты детской радости, выходите погулять даже в мороз, хотя бы на полчаса.