4 мифа про ЕГЭ, в которые до сих пор верят многие родители, а зря
Экзамен уже не представляет собой только тестовые задания и игру в «угадайку», а именно с этим он ассоциировался в первые годы введения.
ЕГЭ претерпел большую трансформацию для того, чтобы сегодняшние выпускники школ могли пройти испытание, которое исключает элемент случайности и трезво оценивает способности сдающих, предоставляя равные возможности для всех выпускников.
Каждый год специалисты ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) анализируют результаты ЕГЭ и вносят изменения в формат экзамена. И если сейчас эксперты дорабатывают задания по мелочам, то несколько лет назад они убирали целые блоки, чтобы исключить вероятность случайного набора баллов.
Несмотря на то что споры вокруг экзамена поутихли, в обществе до сих пор гуляет несколько мифов о ЕГЭ, имеющих мало общего с реальностью.
Вместе с руководителем департамента исследований и разработок MAXIMUM Education Еленой Провозен мы поговорили о мифах, собравшихся вокруг ЕГЭ, и разобрались, соответствует ли хотя бы один из них действительности.
Миф 1: ответы к ЕГЭ можно купить
Все КИМы (контрольно-измерительные материалы) Рособрнадзор рассылает по регионам незадолго до экзаменов на зашифрованных дисках. Разные регионы получают разные варианты. Зашифрованные диски взломать очень сложно. Задания печатаются прямо в аудитории в момент, когда дети уже находятся в пунктах проведения экзамена (ППЭ). После завершения экзамена ответы сканируются при ребенке.
Нет возможности внести изменения и что-то дописать в бланк ответа.
Кроме этого, весь процесс сдачи экзамена от момента прихода детей в аудиторию до их выхода фиксируют камеры, которые позволяют отслеживать все возможные нарушения.
Но действительно, раньше процедура была другой. И дети могли найти варианты КИМов в интернете. Так, например, случилось в 2013 году. Тогда разразился большой скандал и контроль за проведением экзамена заметно ужесточили: появились зашифрованные диски с заданиями, металлодетекторы на входе, камеры, независимые наблюдатели, задания начали печатать прямо в ППЭ.
Противники экзамена на это могут парировать:
«Не важно, как школьник написал экзамен — важно, как экзамен проверили».
Но и эти контраргументы выглядят сегодня несостоятельно: все тестовые задания проверяют автоматически, затем все не зачтенные компьютером ответы просматривает эксперт и добавляет баллы в тех случаях, где это возможно.
Задания с развернутым ответом проверяют двое экспертов, если их оценка задания не сходится, то они ставят балл в пользу сдающего. Если расхождение в оценке серьезное, то работу проверяет третий эксперт.
Миф 2: мы позаимствовали эти тесты на Западе, где от них давно отказались
В США выпускники школ, которые претендуют на поступление в колледж или университет также сдают централизованные тестирования: SAT (Scholarship Achievement Test) или ACT (American College Testing). Причем более половины заданий в таких экзаменах — задания с выбором ответа. То есть ученики сдают тот экзамен, который уже давно в России эволюционировал.
В американский SAT и ACT входят задания из нескольких областей знаний. Подобная практика применяется не только в США — Психотест в Израиле, YSG в Турции, Гаокао в Китае.
Основное отличие такого формата от ЕГЭ в том, что в России школьники выбирают конкретные предметы, которые необходимы для поступления в выбранный вуз.
Например, если школьник претендует на поступление в юридический, то он может выбрать для сдачи обществознание и историю (базовая математика и русский — по умолчанию). Требовать от выпускника сдачи физики, химии или биологии никто не будет. Схожая система введена во многих странах Европы: ЦТ в Беларуси, ЗНО в Украине, BAC во Франции.
В разных странах процесс сдачи экзамена устроен по-своему. Но основная идея, которая побуждает сохранять экзамен для всех стран, универсальна — предоставить всем выпускникам школ равные возможности.
Продолжение статьи на следующей странице, листайте >>>
Миф 3: в ЕГЭ включены задания по темам, которые изучают только в классах с углубленной программой
Экзамен проверяет знания школьной программы 5-11 класса. Никакие лишние темы (отсутствующие в одобренных программах) в экзамен попасть не могут.
В каждом экзамене есть легкие и сложные задания, есть пороговые баллы. Чтобы сдать экзамен и перейти порог, не нужно выполнять большую часть заданий.
Не выполнив задание на параметр в математике (одно из самых сложных), но выполнив остальные задания, можно набрать 90+ баллов и поступить в отличный вуз.
МИФ 4: «ЕГЭ — это только тесты и конвейер. Старый формат экзамена позволял объективнее оценить знания сдающих»
Сегодня экзамен по всем предметам давно не представляет собой сплошные тестовые задания. В гуманитарных предметах есть вопросы, которые предполагают развернутый ответ, где необходимо приводить аргументацию своей позиции. В математике все так же нужно уметь решать задачи.
Мы пришли к формату экзамена, который сильно похож на то, с чем сталкивались выпускники школ до введения ЕГЭ, но теперь эти требования стандартизированы, ученик точно знает, каким должно быть его сочинение, чтобы его оценили на высокий балл.
Читайте также
Можно сколько угодно спорить о том, что учитель может оценить знания ученика объективнее «бездушной машины», которая беспощадно поставит ноль баллов за некорректно записанный правильный ответ в бланк. Но эта же машина дает школьникам из разных регионов нашей страны возможность поступить в любой вуз.
Выпускники сталкиваются с едиными требованиями и получают одинаковые возможности.
Есть всего несколько правил, притом вполне справедливых, по которым выпускник должен научиться играть. И тогда у него все получится!
Фото: VOSTOCK