3 принципиальных отличия детей-билингвов от других детей
Пока же для многих родителей вопрос, нужно ли с рождения воспитывать ребенка в культуре двуязычия, остается открытым.
И все же как билингвальность влияет на развитие детей? «Летидор» поговорил об этом с Алиной Малошик, специалистом в области речевого развития ребенка международной школы Exupery, где многие ученики свободно говорят на 4 языках.
Если говорить о двуязычии, то принято различать естественный и искусственный билингвизм.
В первом случае ребенок рождается или воспитывается с рождения в семье, где родители говорят на разных языках, поэтому он естественным образом развивается в двух разных культурах.
Во втором — одноязычная семья живет в неродной для себя языковой среде, и ребенок впитывает в равной мере язык семьи и язык среды. Сегодня часто можно столкнуться с обоими проявлениями билингвизма — как естественного, так и искусственного. Чуть реже, но уже достаточно регулярно встречается и мультиязычие — когда ребенок растет и воспитывается, говоря на трех и более языках.
Строго говоря, разницу между разными типами билингвизма заметить сложно, если два языка принимаются и культивируются с рождения.
Если же второй язык вводится позднее, то он уже будет для ребенка не родным, а иностранным даже в том случае, если владеть им он будет на уровне родного.
Раньше, когда такое явление, как билингвизм, только начало распространяться, специалисты относились к нему негативно, предполагая, что двуязычие вызывает задержки в развитии ребенка. И сейчас изредка можно встретить педагогов с такой точкой зрения.
Но научные исследования давно опровергли это заблуждение.
Была проведена масса экспериментов в разных странах с участием детей, разговаривающих на разных языках, которые доказали, что у билингв нет задержек в развитии, а социально они только выигрывают от того, что владеют двумя и более языками.
Какие же преимущества получают дети-билингвы и как они влияют на особенности их мышления?
Адаптивность и кругозор
По разным данным, дети-билингвы больше других расположены к принятию других культур, более открыты для всего нового и обладают широким кругозором. Также им легче даются перемены и социализация.
Они с легкостью вливаются в новый коллектив, заводят друзей, в том числе среди детей, говорящих на неизвестных для них языках.
Языковой барьер для билингв в большей степени условность, чем реальная проблема, к тому же благодаря имеющимся в активе языкам билингвальным детям — даже с разным набором языков — проще понять друг друга, чем моноязычным. Это связано с большим количеством нейронных связей и ассоциаций.
Так, если один ребенок говорит на английском и польском, а другой — на русском и немецком, очень быстро они найдут возможность использовать похожие для обоих на слух слова и задействуют все имеющиеся у них языки, чтоб коммуницировать путем перебора и верных догадок.
Память и способность к языкам
Благодаря широкой практике владения двумя языками и натренированной памяти детям-билингвам проще выучить 3-й, 4-й и 5-й иностранный языки, чем моноязычному ребенку.
Билингвы с рождения или младенческого возраста задействуют разные области мозга, чтобы воспринимать и распознавать два языка.
Это успешно стимулирует многие когнитивные функции.
Поэтому билингвы часто изобретательны, легко запоминают и перерабатывают информацию.
В то время как моноязычный ребенок может запомнить в среднем 5-6 иностранных слов в день, билингвальный ребенок запоминает в несколько раз больше и быстрее переводит их в активный словарь.
Аналитическое и креативное мышление
Аналитическое и креативное мышление у билингв тоже развиты лучше, чем у моноязычных детей.
Они более открыты для творчества, чаще выдвигают собственные идеи и легко принимают чужие творческие порывы. Такие дети в меньшей степени склонны устанавливать для себя жесткие рамки, ограничивающие творческий поиск, и более того, активно подталкивают других детей к тому, что возможно все. Билингвы лучше анализируют информацию, могут вычленить главное, им легко дается предметный анализ.
На практике это означает, что учеба им дается легко, а показатели успеваемости выше среднего.
Есть ли минусы билингвальности
Почему же при всех этих преимуществах некоторые специалисты до сих пор негативно оценивают билингвальность?
Дети-билингвы часто начинают говорить позже других. Некоторое время считалось, что это и есть задержка речевого развития, вызванная непомерной нагрузкой. Но сегодня доказано, что это не торможение когнитивных функций, а всего лишь необходимость потратить чуть больше времени на переработку информации, чтобы слово перешло из пассивного словаря в активный.
Еще одно опасение из прошлого — предположение, что дети-билингвы будут знать оба родных языка хуже моноязычных детей, будут смешивать слова и грамматические конструкции, перенося привычные для одного языка штампы в другой.
Вероятность такого исхода существует, но успешно корректируется при помощи регулярных занятий с логопедом.
Аналогичной корректировке поддается и артикуляция.
Для успешного усвоения обоих языков необходимо поддерживать несложную структуру правил. К примеру, один родитель — один язык при естественном билингвизме или одна среда — один язык при искусственном. И тогда вам удастся избежать каких-либо проблем в обучении ребенка языкам.
Фото: VOSTOCK