12 навыков, без которых ребенку не построить карьеру
Работодатели, особенно из технологических компаний, отмечают серьезный квалификационный разрыв между требованиями бизнеса и умениями сотрудников и все чаще говорят, что soft skills важнее, чем hard skills.
Основатель школы ONE! Максим Натапов (@edu.oneischool) рассказал «Летидору», какие универсальные компетенции ребенка необходимо развивать в учебном процессе сегодня, чтобы через 10 лет выросший школьник стал востребованным специалистом.
Коммуникативность
От владения способностью выражать и интерпретировать мысли, рассказывать интересную и связную историю зависит, сможет ли ребенок успешно строить отношения и договариваться — сначала с учителями и одноклассниками, а потом с работодателями и коллегами. Для развития этой способности важно научить школьника объяснять услышанное или прочитанное своими словами, аргументировать мысли и объяснять их по-разному. Вам в помощь — книга психолога Виктории Шиманской «Коммуникация».
Креативное мышление
Производить новое и важное, чего не было раньше, — умение, которое будет востребовано во многих сферах. Человеку нужно научиться быстро перестраивать восприятие и смотреть на вещи под новым углом.
Развить этот навык поможет такое упражнение, как фотосъемка предметов под необычным ракурсом: это задание мы даем ребятам в наших школах.
Умение кооперироваться
Время одиночек и сумрачных гениев ушло, добиться успеха в условиях неопределенности можно только в команде. Хорошие командные игроки умеют дополнять друг друга компетенциями и распределяют задачи и ответственность. В Google над проектом может работать 100 человек, и там не будет строгой иерархии. Эффективный член команды формирует свои части кода, при этом роли в коллективе могут меняться. Навыки кооперации хорошо тренируются в командных проектах.
Критическое мышление
Сложно переоценить способность подвергать анализу утверждения и мнения, особенно в эпоху постправды и fake news. Критическое мышление входит в четверку навыков будущего 4К наряду с коммуникативностью, креативным мышлением и умением кооперироваться. Научите ребенка не брать на веру информацию из первого попавшегося источника и расскажите, как ее проверять и каким источникам можно доверять.
Любознательность
Любознательность — врожденное качество человека, главное — поддерживать ее. Чем больше «почему» в детстве, тем выше академический потенциал в школе и вузе. У любознательных детей широкий круг интересов, они умеют говорить об абстрактных понятиях. Это качество нужно всячески развивать и в проектной, и в академической деятельности, поэтому в процессе обучения важно побуждать детей задавать вопросы, в том числе глупые.
Нестрашно задать глупый вопрос – страшно упустить возможность разобраться.
Инициативность
Дети, которым суждено стать лидерами, действуют, а не ждут. Им не нужен пошаговый план, они сами придумывают решения. В будущем они станут самостоятельными, будут знать, чего хотят, и не станут ждать инструкций от начальника или зависеть от родителей. В дружелюбной среде дети сами становятся инициативными, например, помогают маме готовить. Разрешите детям быть самостоятельными и не переживайте, если после их практики на уроке кулинарии на стене осталось немного теста — это всего лишь стена. Похвалите ребенка за его вклад и помощь, и он будет уверенным в себе и не перестанет быть инициативным.
Настойчивость
Умение не сдаваться после поражений или отказов тесно связано с поощрением инициативности и самостоятельности. Настойчивые люди ставят краткосрочные и долгосрочные цели, завершают начатое и достигают высоких результатов. Хороший пример настойчивого человека — китайский бизнесмен, создатель Alibaba Group Джек Ма. Будущий миллиардер сдал основной тест в младшей школе только с третьего раза, а на экзамены в средней школе ему понадобилось четыре попытки. Только с третьего раза он поступил в худший, по его словам, университет в его городе. Зато по окончании вуза он быстро стал одним из лучших его преподавателей.
Позже его ждал отказ в приеме на работу в KFC и десять проваленных попыток поступления в Гарвард.
Все это не помешало ему стать одним из богатейших людей мира.
Способность к самоорганизации
Современное устройство жизни дает много свободы, но она требует ответственности. Ритм жизни будет ускоряться, поэтому нужно с детства приучать ребенка планировать день, распределять время на дела и на отдых, не опаздывать.
Самостоятельность
Раньше обществу нужны были исполнительные и усидчивые люди, оборотной стороной этой медали были отсутствие самостоятельности и низкая ответственность. Современный человек и востребованный специалист решает проблемы сам. Позвольте ребенку улаживать конфликты с друзьями, не делайте за него уроки, дайте ему возможность самому выбрать, на что потратить карманные деньги, и принять ответственность за этот выбор.
Умение учиться
Желание, а за ним и умение учиться приходят от потребности в решении насущных задач, то есть от практики — к теории. Этот навык можно развивать в быту: захотелось блинов — можно найти рецепт в сети или узнать у бабушки по телефону, заинтересовало оригами — ищем книгу или инструкции в интернете и т.д.
Для подростков и взрослых цели будут серьезнее, например выучить язык, чтобы поступить в вуз.
Активная социальная позиция
Стоять в стороне от экологических и социальных проблем сейчас невозможно ни бизнесу, ни людям. Человек будущего должен уметь реализовывать свои проекты для решения этих проблем. Приучайте ребенка к ответственному потреблению с детства, прививайте ему экологическую сознательность, учите сортировать отходы и стремиться минимизировать их количество. Правильные ценности в первую очередь прививаются в семье и школе.
Цифровая грамотность
Некоторые эксперты считают, что уже к 2027 году искусственный интеллект будет программировать лучше человека. Это значит, что будущим специалистам предстоит не только учить языки программирования, хотя это крайне важно, но и разбираться в новых бизнес-процессах, работать вместе с ИИ.
Фото: Depositphotos, Freepik