Образование

10 выводов о самоизоляции и дистанционном образовании, которые стоит учесть на будущее

© Depositphotos

Разбираемся, что учителям и родителям стоит знать о максимально комфортном переходе на дистанционное обучение, если мы опять внезапно окажемся в этой ситуации.

16 мая ЮНЕСКО, ЮНЭЙДС и «Одноклассники» провели прямой эфир, посвященный ошибкам учителей и родителей во время дистанционной учебы.

Среди приглашенных экспертов были популярный российский психолог, мама пятерых детей Лариса Суркова, педагог, директор школы «Апельсин» Дима Зицер, создатель Центра содействия инновациям в обществе «СОЛь» и мама шестерых детей Жюльнар Асфари, которые обсудили ошибки родителей и учителей при переходе на новый вид обучения.

Мы побывали на онлайн-встрече и делимся главными выводами экспертов о том, как организовать учебный процесс и наладить контакт со школьником, если ситуация с удаленкой повторится.

Вывод №1. Родителям не стоит взваливать на себя непосильную ношу в плане ведения быта

«Мы попали все дружно в условия самоизоляции, и именно мамы, как герои, бросились на амбразуру, взвалив на себя гораздо больше, чем должны были бы. Они решили, что у них обязательно должен быть шведский стол три раза в день, каждый день должна быть вкусная выпечка, дом должен быть так чист, как не был никогда в жизни», — считает психолог Лариса Суркова.

Вместо того, чтобы пытаться приблизить свою жизнь к красивому, но нереалистичному образцу, который демонстрирует нам интернет, надо было трезво оценить свои возможности и не стремиться быть идеальной хозяйкой.

Вывод №2. Не надо брать ответственность за учебу детей на себя

Помимо быта родители моментально взяли на себя ответственность за проведение уроков детей.

«В школе учитесь не вы, а ваш ребенок, и почему вы решили, что именно вы должны быть лучшей версией школы и вообще всей системы образования в одном лице?»

— комментирует ситуацию с дистанционным образованием Суркова.

© Depositphotos

С такой позицией учеба на самоизоляции стала для родителей испытанием. Гораздо правильнее было бы оставить ответственность за выполнение уроков самому школьнику, сообщив ему, что вы рядом и готовы помочь.

«Если родитель спросит сам себя: «В чем заключается моя родительская функция сейчас?» Он довольно быстро ответит на вопрос: «Моя родительская функция заключается в том, чтобы человека поддерживать, чтобы в этой непростой ситуации сделать его жизнь прекрасной, насколько это возможно. Например, подложить ребенку, когда он сидит за компьютером, под руку вкусняшку. Скорчить ему рожицу с другой стороны экрана, чтобы ребенок посмеялся и его жизнь стала чуточку легче», — советует педагог Дима Зицер.

А еще важно помнить, что дети очень восприимчивы к стрессу родителей. Поэтому чем больше вы нервничаете, тем более нестабилен ваш ребенок.

Вывод №3. Надо стараться воспринимать любую ситуацию как тренировку для мозга

Сложно не уходить в негатив, когда жизнь резко меняется в один момент. Неизбежно проживание всех стадий столкновения со стрессом.

Однако надо понимать, что время от времени столкновение с новыми обстоятельствами полезно каждому. Это тренирует мозг. И если мы будем стараться находить в случившемся какие-то положительные моменты, воспринимать его как новое испытание, оно перестанет быть невыносимым.

Так, Зицер уверен, что ситуация с переходом на дистанционку — это шанс разнообразить нашу жизнь, уроки, сделать их еще интереснее.

«Сейчас у каждого учителя своя киностудия, директором которой он является. Он может всё, вообще всё. Он может поставить любой фильм, поставить любую музыку, разделить группы, объединить группы, устроить открытое обсуждение»,

— убежден Дима Зицер.

Вывод №4. Чтобы не утопать в стрессе, надо соблюдать информационную гигиену

Это касается как новостных сайтов, так и социальных сетей.

Если вы чувствуете, что у вас ухудшился сон, настроение из-за того, что вы постоянно сравниваете себя с идеальной картинкой в блогах, которая работает на потребителя, то надо почистить подписки в соцсетях.

Вывод №5. Расписание и режим дня обязательны в период самоизоляции

Жесткий график — когда всем членам семьи понятно, когда кто и чем занят, по какому расписанию проходит прием пищи, — очень помогает организоваться в условиях самоизоляции и сохранять стабильное эмоциональное состояние.

© Freepik

Вывод №6. В расписании обязательно должен быть пункт «отдых»

Причем для все членов семьи. Каждому важно выделить для себя немного времени, чтобы расслабиться, побыть в тишине. Не забывать заниматься любимыми делами, которые делают вас счастливыми.

«Отдыхать — это нормально. В расписание должен быть вписан мамин отдых, папин отдых»,

— уверена Лариса Суркова.

Вывод№ 7. Важно проговаривать сложности, не держать все в себе

Важно два-три раза в день собираться всей семьей, например, во время еды, за общим столом, и обсуждать сложные моменты, уверена мама шестерых детей Жюльнар Асфари.

«Независимо ни от чего мы собираемся три раза в день за едой, это точка сборки. Она позволяет проговаривать все накопившиеся обиды или сложности. Все в открытую, нет ничего под ковром. И мы решили, что ключевые два маркера, которые говорят о том, что все нормально, это — дети не болеют и сохраняется радостное расположение духа. Даже если они обижаются или ссорятся, все равно в доме царит шутка, с утра все просыпаются с радостью, это значит — все нормально несмотря на то что в предыдущий день могли быть сложности, воспитательные моменты, все, что угодно», — делится Асфари.

Вывод №8. Необходимо доверять детям

Подчас дети могут найти более интересные решения, как справиться с проблемой, которая взрослых ставит в тупик.

Например, в ситуации с дистанционной учебой многие подростки не растерялись и нашли новые источники получения необходимой информации по учебе: вместо скучной лекции школьного учителя они загружали видео по той же теме от лучших педагогов России.

Многие интересные и полезные лекции есть в открытом доступе, и дети быстро смекнули это.

Вывод №9. Если родители хотят видеть своих детей замотивированными в учебе, они должны показать пример

Ученикам младшей и средней школы бесполезно рассказывать о светлом будущем, ради которого они должны часами заниматься неинтересными предметами. Для ребенка мотивация — это достижения в моменте.

И гораздо эффективнее, если родитель сам станет для своего ребенка мотиватором. Если хотите, чтобы ваш школьник читал, читайте сами.

Учитесь, интересуйтесь новым, будьте инициативными.

Вывод №10. Надо использовать новую ситуацию как повод узнать друг друга лучше

Этот совет можно дать как родителям, так и учителям. Здорово, если родители тратят освободившееся время не на борьбу с детьми по поводу выполнения домашнего задания, а на настоящее знакомство с интересами школьников.

То же касается учителей, у которых тоже есть выбор — написать с детьми 44 новые контрольные работы или попробовать провести действительно увлекательный урок.

© Freepik

Прямой эфир с экспертами проходил в рамках цикла передач «По правде говоря» — совместная инициатива ИИТО ЮНЕСКО и Регионального офиса ЮНЭЙДС при поддержке социальной сети «Одноклассники» и сайта для родителей Letidor.ru. Каждый эфир — это простой, честный и открытый разговор с опытными экспертами и звездными гостями об одной из насущных проблем, связанных со здоровьем и благополучием нас и наших близких в постоянно меняющемся мире.

Фото: Depositphotos, Freepik

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «В Контакте» и «Одноклассниках»!