Как помочь ребенку выучить стихотворение для Деда Мороза
Выучить стихотворение — непростая задача для детей, особенно для дошкольников и учеников начальных классов. Ребенок без труда понимает, что от него требуется: дословно запомнить текст, чтобы рассказать его на празднике. Но как это сделать?
Чаще всего дети пользуются простейшими приемами заучивания — читают несколько раз, пытаясь воспроизвести текст сначала небольшими частями, затем объединяя их во все большие отрывки и, наконец, полностью. Но в день X выясняется, что стихотворение выучено плохо. Как и почему так произошло? Рассказывает учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра Дарья Белоусова.
Понаблюдайте, как ребенок учит стихотворение. Скорее всего, окажется, что, пытаясь запомнить его, он всякий раз повторяет его с самой первой строчки. Сначала выучивает первое четверостишие, затем переходит ко второму, но всякий раз повторяет его вместе с первым четверостишием. А когда доходит до третьего четверостишия, то, соответственно, учит его, повторяя первое, второе и третье, все три вместе, с самого начала.
Ничего удивительного, что в итоге у него конец стихотворения теряется.
Чтобы этого не произошло, стоит воспользоваться небольшими хитростями для облегчения этого процесса.
-
Важно, чтобы ребенок сам прочитал стихотворение.
-
Во время чтения обратите внимание, чтобы все слова были понятны малышу. Трудности с запоминанием могут начаться, если дети не знают значения отдельных слов или выражений.
-
Если слова незнакомые и ребенок трудно запоминает их, попросите придумать ассоциацию к этому слову и нарисовать ее. А потом всякий раз, когда ребенок спотыкается на трудном месте, показывайте ему его рисунок.
-
Учите стихотворение отдельными четверостишиями, затем объединяйте их в единое целое. Важно, чтобы на этом этапе ребенок понял необходимость проверять себя самостоятельно. Вам может пригодиться метод движения: когда ребенок читает стихотворение, он может придумать движения, которые помогут лучше запомнить слова.
Этот метод часто используют аниматоры на новогодних елках, когда им нужно, чтобы малыши быстро запомнили несколько строк.
Например, «у оленя дом большой» (в это время изображаете крышу домика), «он глядит в свое окошко» (подставляете руки к глазам, делая бинокль), «зайчик по лесу бежит» (показываете ручками ушки зайца, а потом движения бега) и так далее. Движения должны быть говорящими и подсказывать слово.
- Поскольку однократное правильное воспроизведение — еще не гарантия того, что ребенок безошибочно сможет повторить стихотворение, организуем грамотное повторение текста. Неплохо, когда есть возможность проговорить еще раз стихотворение вечером в душе или по дороге на елку, продекламировать его куклам или порадовать пришедшего с работы папу.
Ситуация, возникающая при необходимости выучить стихотворение, очень благоприятна для того, чтобы приучить ребенка делать что-то старательно, не отвлекаясь. Тем более, многие дети воспринимают заучивание стихотворения как игру и занимаются этим делом с удовольствием!
Фото: freepik