Это отличный тренажер: колонка поэта и мамы о том, зачем учить стихи
© Depositphotos
Надежда Подколзина, поэт и журналист, мама шестилетнего сына (@korol_kontrastov), написала для нас полезную колонку о том, как стихи помогают развивать воображение, эмоциональный интеллект, а также запоминать школьную программу.
Стихи нужны для того, чтобы их бабушкам рассказывать. А еще — память тренировать.
Так думают сами дети, и они совершенно правы! Бабушки стихам очень рады. И память, когда учишь наизусть, действительно совершенствуется.
А еще развиваются фантазия, способность концентрировать внимание, умение структурировать информацию и доводить дело до конца.
Стихи — это настоящий эликсир для супергероя. С их помощью можно практически все!
Сочиняете вы, учите или просто читаете — в любом случае развивается воображение и эмоциональный интеллект. Последний современные педагоги называют навыком будущего.
Стихи — это отличный тренажер, благодаря которому и малыши, и взрослые могут держать себя в прекрасной ментальной форме.
Расскажу, как наша семья использует стихи. Многие из них мы придумываем сами!
Тренируем память
Правила, факты или исторические события в стихотворной форме усвоить проще. «Пифагоровы штаны во все стороны равны», «биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам» — все это здорово пригодилось на уроках и вряд ли когда-нибудь сотрется из памяти.
Это очень эффективный прием, и его можно использовать даже в более крупной форме.
Например, чтобы помочь ребенку запомнить что-то из школьной программы или просто расширить кругозор:
От Новой Гвинеи за пол тыщи миль
(Скажу по секрету и дружбе)
Таинственный есть регион Бугенвиль
Туда-то нам с вами и нужно
Скучать не придется, там жизнь как в кино:
Есть змеи и райские птицы
Мы будем рыбачить, кормить кабанов
И в школе, конечно, учиться
Сомнения нет, в бугенвильский их класс
Захочется всем записаться
Там учат ребята язык ро-то-кас
И букв в нем всего лишь 12!...
Познакомиться с подробностями жизни известного человека:
Шел в школу Дима Менделеев
За ручку с мамой по аллее
Он говорил, что негуманно
Детей своих будить так рано
А Мама говорила:
— Дима,
Да ты лентяй непроходимый
Будить тебя, боюсь, придется
Задолго до восхода солнца
Ты дрыхнешь, как медведь в берлоге, —
Сказала мама Диме строго…
Или запомнить какое-то сложное правило:
... Пускай класс сегодня загружен
Приснятся во сне буквари
Зато мы узнали, что лужи
Кончаются буквами «И»!
Учимся визуализировать
Мы, взрослые, уже знаем, как это важно – представлять максимально четко то, чего мы хотим. Ведь именно так и сбываются мечты.
Вот бы помочь и детям освоить это умение. Можно вообразить необычное приключение:
...Чтобы чаю завариться,
Нужен правильный настрой,
Пара чашек, чуть корицы
Друг один и друг другой.
⠀⠀ Можем пить его где хочешь
Тыкай в карту наугад
В Антарктиде или в Сочи
Или даже в Тринидад.
А еще можно представить путешествие, профессию, удивительного друга или вообще замахнуться на собственное будущее!
...Облако машет пушистою гривой
Астры как кляксы бегут по холсту
Пусть будет так же легко и красиво
Даже когда я совсем подрасту!
Учимся быть уверенными
Ребенок, который читает, знает больше. Ему встречаются новые слова, которые он «расшифровывает» с помощью взрослых. В его голове больше интересных сюжетов, ситуаций и ответов.
Есть серьезная причина
Недолюбливать постель
Она — крейсеру пучина
Или бригантине мель
Кто попал — аривидерчи
Волны, брызги и муссон
До утра теперь приверчен
И подушками пленен…
Любопытно обсудить, что такое крейсер и бригантина, откуда появляется муссон и в какой стране говорят «аривидерчи». А что там еще в этой стране интересного?
Накопленная информация легче раскладывается по полочкам, так как стихотворение сложено согласно четкой логике и имеет определенную структуру, которая впитывается при запоминании.
Как придумать свое стихотворение: 5 классных игр для малышей и школьников
Дети обожают придумывать стихи. И это здорово! Поиск нужного слова развивает гибкость ума, художественный вкус, сообразительность. А процесс получается увлекательным и веселым.
Для того, чтобы ребенок почувствовал рифму, предложите ему закончить двустишие.
Веселее всего получается с именами одноклассников, дома можно попробовать загадать родственников, друзей или питомцев.
В темноте всегда по храпу
Своего узнаю... папу
Тарарам устроил дома
Мой любимый братик... Рома
Кто погрыз мне ночью лыжи?
Ну конечно это … Рыжик!
Хочешь шире кругозор?
Подпишись на... «Летидор»!
Если интерес проснулся, можно немного усложнить. Напишите на бумажках 10-15 слов, к которым надо подобрать рифмы и предложите вытягивать наугад.
Книга — лига
Стакан — таракан
Лук — стук
На данном этапе — чем проще, тем лучше.
Если детей двое и больше, можно попробовать парные рифмы. Это уже не только заявка на более крупную форму, но и ценный опыт командной работы.
Веселее, когда собирается целая компания. Надо искать свою пару (например, «пес» и «нос») и вместе придумывать двустишие.
Лучше всего выбирать легкие и подходящие по смыслу слова, чтобы у детей получилось наверняка. Потом при желании можно усложнять, но первый опыт — это важно — должен быть положительным и радостным.
Поэт-обед
Очень грустный стал поэт
Не дают ему обед
Карман — океан
Он бездонный, мой карман,
И похож на океан
Овсянку — спозаранку
Встану утром спозаранку
И скорее есть овсянку
Пять — тетрадь
Не поставите ли пять
В мою новую тетрадь?
А еще в стихи можно играть!
Например, есть такая интересная форма — Perpetuum Mobile. Это бесконечные стихи.
В них длина не имеет никакого ограничения. Их можно продолжать хоть до самой старости!
На практике получается очень смешно. А ведь это серьезное упражнение на внимание и выдержку! Шутка ли, прочитать такое хоть 10 минут без передышки, постепенно ускоряя темп, и ни разу не сбиться. Не всякий взрослый справится.
Например, «у попа была собака»…
Но этот стих мне по ряду причин не очень нравится. И мы с детьми придумываем свои.
Я лечу вокруг планеты,
Вижу: подо мной Москва.
Шлю я городу приветы
И приятные слова.
Скоро круг мой повториться,
Будет подо мной Москва.
Я пошлю привет столице
И приятные слова.
Вновь лечу вокруг планеты...
Поэты любят фантазировать на эту тему. У Андрея Усачева есть стих про жучка. Был жучок, у жучка значок, а на том значке жучок, у которого значок и т.д.
Главная сложность — придумать какой-то бесконечный процесс, а завернуть его в стихотворную форму получится обязательно.
Есть еще многофункциональные акростихи. Они могут быть загадками:
С нами вместе они с детства:
Колдуны и королевства
Алый цветик, гном, кащей,
Злой разбойник соловей,
Кони на опушке леса
И прекрасные принцессы
В таких стихах надо угадать, о чем идет речь.
Еще можно загадывать в таких стихах чье-то имя, ответ на задачку, сделать такое стихотворение этапом квеста, в котором зашифрована подсказка к разгадке тайны.
Игр с рифмами огромное количество. Детям очень нравится, как все это забавно звучит и просто запоминается. А еще им нравится, когда у них получается. Так важно почувствовать: я могу! Первые успехи невероятно окрыляют, делают смелее, заряжают настроением узнавать, открывать и пробовать.
Очень важно, чтобы дети научились верить в себя. И стихи в этом действительно здорово помогают!
В статье приводятся стихи автора
Фото: Depositphotos
О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!